Родригес-Фернандес А. М.

Националистические идеологии «массового действия» в Южной и Юго-Восточной Азии до и после Второй мировой войны C. 69 –76.

УДК 94(54+59)(09)

DOI 10.37724/RSU.2023.80.3.006

 

Аннотация. Статья посвящена отдельным проблемам развития общественной мысли народов Южной и Юго-Восточной Азии. Специфика этих регионов, носящих отпечаток индуистской, буддистской и конфуцианской традиций, определила особую специфику формирования так называемых «идеологий массового действия» в период капиталистических трансформаций XX века. 

Умеренные либералы и радикалы, начиная с конца XIX — начала XX века, вместе добивались национального освобождения, ликвидации тирании, гражданских прав. Но при этом в течение длительного времени (вплоть до окончания Второй мировой войны) духовные лидеры были против массовой вооруженной борьбы из-за непредсказуемых результатов, опасности анархии и неизбежности кровопролития. В национальном, преимущественно либеральном сознании господствовали представления о необходимости подготовки народа к независимому бытию (в колониях — через экономическое и культурное развитие с помощью метрополии, в зависимых странах — через реформы всесторонней модернизации общества), о важности национального единения, достижимого через воспитание в народе патриотического сознания, чувства национальной общности, и распространения современного образования. Считалось необходимым переформатирование демократических традиций там, где эти традиции были, на современный лад и стимулирование развития политической активности в менее развитых обществах. При этом региональная специфика, включая культурные и религиозные традиции их населения, состояла в более высокой толерантности к колониальным структурам, чем, например, в мусульманском мире или даже на католических Филиппинах.

Однако под давлением обстоятельств уже в первой половине XX века довольно широкое распространение получило представление о допустимости и даже необходимости в ряде случаев массовых насильственных действий для достижения национальных целей. Националистическая молодежь попадала под влияние анархического террора и революционного экстремизма в Европе и России.

После Второй мировой войны процесс радикализации движения за независимость, прогрессивное развитие и социальную справедливость завершился крахом колониальной системы, но в то же время создал новые формы зависимости.

 

Ключевые слова: идеология, колониализм, либерализм, национализм, независимость, ненасилие, пропаганда, развитие, радикализм, теории.

 

Библиография 

  1. Беленький А. Б. Интернациональный фактор и идеологии национально-освободительного движения. — М., 1988. — 301 с.
  2. Идеология национально-освободительного движения в странах зарубежного Востока. 1917–1947. — М., 1984. — 308 с.
  3. Кауфман А. С. Бирма: идеология и политика. — М., 1973. — 395 с.
  4. Крымов А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900–1917. — М., 1972. — 366 с.
  5. Левтонова Ю. О. История общественной мысли на Филиппинах (вторая половина XIX в.). — М., 1973. — 223 с.
  6. Левтонова Ю. О. Мабини — национальный герой Филиппин. — М., 1970. — 84 с.
  7. Неру Дж. Открытие Индии. — М., 1955. — 649 с.
  8. Рисаль Х. Избранное. — М., 1961. — 258 с.
  9. Ушаков А. М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. — М., 1982. — 191 с.
  10. Bose N. S. Racism Struggle for Eguality and Indian Nationalism. — Los Angeles, 1981. — 239 p.
  11. Chandar S. Dependence and Disillusionment. Emergence of National Consciousness. — New Delhi, 1975. — 252 p.
  12. Contribution of Writers to Indian Freedom Movement. — Palai ; Kerala India, 1988. — 527 p.
  13. Fanon F. Les damnes de le terre. — Paris, 1961. — 242 p.
  14. Indian National Consciosness: Growth and Development. — New Delhi, 1972. — 330 p.
  15. Naravan V. S. Modern Indian Thought. — Bombay, 1961. — 310 p.
  16. Ne Vin U. Protests and Socialism. — Ranghun : Ranghun Pr., 1983. — P. 32.
  17. Poddar A. Renaissance in Bengal. Search for Identity. — New Delhi ; London, 1977. — 252 p.
  18. Prabhu R. K. An Antology of Modern Indian Eloguence. — Bombay, 1960. — 268 p.
  19. Smith D. E. Religion and politics in Birma. — New Jersey, 1965. — 364 p.
  20. Studia Islamica. — Paris, 1987. — Vol. LXVI.
  21. U Maung Maung. From Sangha to Laity. — New Delhi, 1980. — 311 p.
Без рубрики