Тангаева Н. И.

Христианские категории порока и добродетели в контексте зонг-оперы TODD группы «Король и шут»: литературоведческий аспект  С. 149 -165.

УДК 78:821.161.3-192.09«19»

DOI: 10.37724/RSU.2023.79.2.015

Аннотация. В статье исследуется значение христианской аксиологии в понимании сюжета, образов и конфликта театральной рок-постановки TODD группы «Король и шут». Ввиду литературоведческой направленности работы внимание сосредоточено на тексте постановки, который относится к такому литературному жанру, как рок-поэзия. Рок-поэзия, создаваемая в рамках определенной культуры, подвергается влиянию национального менталитета и традиций, которые, в случае с русской культурой, являются в своей основе христианскими. В этой связи мы считаем актуальным и целесообразным обращение к изучению взаимодействия христианской аксиологии и произведений рок-поэзии. Исследование осуществляется на материале текстов зонг-оперы TODD. Определение «зонг-опера» предполагает резкую критику общества, направленную против каких-либо недостатков в его устройстве. В контексте постановки TODD главный конфликт, по нашему мнению, обусловлен несоответствием между первоначальным замыслом Бога об идеальном мире и получившимся результатом. Настоящую причину несовершенства представленного в пьесе общества можно установить благодаря выделенной нами оппозиции порок — добродетель, понятой в христианском смысле, которая выступает стержнеобразующим компонентом произведения. В соответствии с названными христианскими категориями герои составляют две противоположности: те, кто отринул Бога и решил жить наперекор Его заветам, и та, кто искренне верит в Творца и не мыслит жизни без Него. Принадлежащие к первой группе подчиняются порокам и не задумываются о последствиях своих поступков; их действия искажают пространство пьесы, уподобляемое аду, и отдаляют от Бога. В качестве альтернативы показывается другая жизнь — добродетельная, спокойная и наполненная любовью, которая должна стоять во главе общества, но слишком слаба перед реальностью и не способна на нее повлиять. Жизнь вне любви, замененной суррогатами, а значит, и вне Бога, не позволяет миру преобразиться и достичь справедливой и счастливой жизни.

Выводы, сделанные в ходе анализа образов и проблематики произведения зонг-оперы TODD сквозь призму христианской аксиологии, позволяют нам определить глубинный источник конфликта повествования, а также доказать сопричастность современных русских поэтов, писателей и музыкантов рок-культуры национальной, духовной памяти, что обосновывает необходимость изучения их творчества в контексте развития русской литературы.

 

Ключевые слова: рок-поэзия, библейский текст, христианская аксиология, национальное самосознание, зонг-опера TODD, пьеса, группа «Король и шут».

 

Библиография

  1. Бартенев М. М., Усачев А. А., Горшенев М. Ю. [и др.]. TODD. Акт 1. Праздник крови. — СПб. : Станция Звука, 2011. — 1 CD-DA, стерео (1 ч 03 мин.).
  2. Бартенев М. М., Усачев А. А., Горшенев М. Ю. [и др.]. TODD. Акт 2. На краю. — СПб. : Нева Рекордс, 2012. — 1 CD-DA, стерео (57 мин.).
  3. Барышникова И. Ю. Шестая глава Апокалипсиса в песенном творчестве Константина Кинчева // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Русская филология». — 2010. — № 5. — С. 62–65.
  4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета : юбилейное изд. — М. : Изд. Московской Патриархии, 1988. — 1376 с.
  5. Большой путеводитель по Библии / пер. с нем. — М. : Республика, 1993. — 479 с.
  6. Габдреева Н. В., Гурчиани М. Т. Словарь композитов русского языка новейшего периода. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. — 280 с.
  7. Дэвис Дж., Сондерс Дж. Тайный язык цветов. — М. : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2021. — 128 с.
  8. Кожевникова Т. С. Тема рождения нового мира в тексте рок-композиции «Дагон» группы «Король и Шут» (альбом «Тень клоуна») // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2009. — № 2. — С. 61–66.
  9. Комлев Н. Г. Зонг // Словарь иностранных слов. — 2006. — URL : http://rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-words-komlev/fc/slovar-199.htm#zag-803 (дата обращения: 23.12.2022).
  10. «Король и шут». TODD. Очерк № 5 // ВКонтакте : рос. соц. сеть. — URL : https://is.gd/NhdplY (дата обращения: 28.11.2022).
  11. Кузнецова С. А. Символ креста в художественных текстах рок-группы «Король и шут» // Научное сообщество студентов : сб. материалов XVI Междунар. студенческой науч.-практ. конф. — Чебоксары : ООО «Центр науч. сотр. “Интерактив плюс”», 2017. — С. 133–136.
  12. Летохо Е. В., Свиридов В. Ю. Специфика взаимодействия евангельских и фольклорных мотивов в творчестве А. Н. Башлачева // Эпическая традиция в русской литературе XX–XXI веков : материалы XXIII Шешуковских чт. — М. : Московский пед. гос. ун-т, 2019. — С. 110–116.
  13. Матвейчук В. В. Библейские мотивы в русской рок-поэзии (на материале альбома «Богомол» группы «Ю-Питер») // Актуальные проблемы филологии. — 2018. — № 16. — С. 128–133.
  14. Павлова А. Э., Ермакова Л. А. Особенности функционирования интерсемы «потерянный рай» в русской рок-поэзии XX–XXI веков // Верхневолжский филологический вестник. — 2020. —№ 4 (23). — С. 74–82.
  15. Пашков А. В., Ковальчук А. В. Библейский интертекст в поэзии А. Башлачева // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М. : Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2018. — С. 392–397.
  16. Попова Н. Н. Античные и христианские символы. — СПб. : Аврора, 2003. — 62 с.
  17. Проблемы исторической поэтики. — 2011. — Вып. 9. — С. 5–23, 24–37. — URL : https://poetica.pro/ (дата обращения: 23.12.2022).
  18. Рыбакин А. И. Словарь английских личных имен : 4 000 имен. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Рус. яз., 1989. — 224 с.
  19. Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. ст. — Екатеринбург ; Тверь : Уральский гос. пед. ун-т. — 1998. — Вып. 1. — С. 3–4, 5–33 ; 2002. — Вып. 6. — С. 5–32 ; 2013. — Вып. 14. — С. 69–75.
  20. Сильченко Г. В., Нененко А. А. Эсхатология в поэтике Егора Летова // VIII Кирилло-Мефодиевские чтения «Славянское слово в контексте времени» : межвуз. сб. науч.-метод. ст. — Ишим : Тюменский гос. ун-т, 2016. — С. 88–95.
  21. Солдаткина Я. В. Апокалипсическая символика в «Русском альбоме» Бориса Гребенщикова: между пожаром, потопом и Страшным судом // Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. — М. : Московский пед. гос. ун-т, 2022. — С. 5–15.
  22. Стогов И. Грешники. — М. : Астрель : АСТ, 2011. — URL : https://royallib.com/book/stogov_ilya/greshniki.html (дата обращения: 22.12.2022).
  23. Театральные термины и понятия : материалы к сл. — СПб. : Ред.-изд. комплекс Рос. ин-та ист. искусств, 2015. — Вып. III. — С. 148–150, 191–192.
  24. TODD. Зонг-опера // ВКонтакте : рос. соц. сеть. — URL : https://is.gd/HoRW9C (дата обращения: 28.11.2022).
  25. Hughes W. Gothic Hero // Historical Dictionary of Gothic Literature. — Lanham ; Toronto ; Plymouth : The Scarecrow Press, Inc., 2013. — Pp. 126–127.
Без рубрики