2015-№1(46) Статья 10

А.Г. Голодов

Язык информационной войны в немецкой массовой публицистике. C. 104-116.

Скачать статью

УДК 811.11

 

В предлагаемом исследовании типичной для современной немецкой прессы статьи по теме «Украинский кризис 2013–2014» в массовой (с бульварным оттенком) газете ‟Bildˮ анализируются вербальные средства, используемые газетой при изложении фактов и оценочном описании событий. Как показали события последних десятилетий, манипулирование общественным мнением с помощью вербальных средств происходит не только в странах с тоталитарными и авторитарными режимами, но и в традиционных «оплотах западной демократии». Для оправдания любых действий «своих» применяются дезориентирующие описания, то есть «прагматическое лицемерие», которое является часто решающей частью информационной войны. К дезориентирующим описаниям относятся политические и военно-политические выражения, служащие для дезинформации и маскировки конкретных политических и военных действий. Они преследуют цель – скрыть реальные намерения того, кто «заказывает музыку», и удачно преподнести читателю и слушателю политические решения и действия соответствующей власти. Таким образом, делается попытка представить конкретные преступные действия «своих» как минимум нейтрально, а любые их деяния как максимум геройство. Для описания «чужих» применяются совсем другие вербальные средства – политические дисфемизмы, поскольку речь идет уже о субъектах, не относящихся к «дружественному евроатлантическому клубу».


язык информационной войны, вербальная дискредитация, манипуляция фактами, языковая манипуляция, описательное выражение понятий, дезориентирующие описания, политические дисфемизмы

 

Библиография:

1. Голодов, А.Г. О статусе терминов и профессиональных жаргонизмов в специальной лексике [Текст] // Иностранные языки в высшей школе.  М.: Высшая школа, 1987.  С. 104–108.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]. – М.: Русский язык, 1987. – 796 с.
3. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика [Текст]. – М.: Флинта: Наука, 2007.
4. Язык современной публицистики [Текст]: сб. ст. / сост. Г.Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 231 с.
5. Duden. Deutsches Universalwörterbuch [Text]. A – Z. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverlag, 1996. 1816 S.
6. Golodov, A. Die Tendenz zur Umschreibung von Begriffen. Nette Täuschung anstatt unverhüllter Wahrheit? [Text] // Sprachspiegel. – Basel, 2001. (Schweiz). N 4. – S. 123–126.
7. Großes Lexikon [Text]. A – Z. Chur (Schweiz): ISIS, 1997. – 912 S.
8. Klemperer, V. LTI [Text]. – 22. Aufl. – Stuttgat: Phlipp Reclam jun. GmbH & Co, 2007. – 385 S.
9. Schlosser, H.D. Lexikon der UNWÖRTER [Text]. – Gütersloh: Bertelsmann Lexikon Verlag, 2000. – 125 S.
10. Ulfkotte, U. So lügen Journalisten. Der Kampf um Quoten und Auflagen [Text]. – Munchen: Goldmann, 2002. – 416 S.

Cписок использованных периодических изданий:

1. BamS (Bild am Sonntag). Hamburg.
2. Der Spiegel. Hamburg.
3. Der Stern. Hamburg.
4. Die Bildzeitung. Hamburg.
5. Frankfurter Allgemeine Zeitung.
6. Westfalen-Blatt. Paderborn.

 

Без рубрики