2019 №2 (63) Статья 12

А. Ю. Никифорова

ХРОНОТОП ГИМНОГРАФИИ

УДК 821.111-1.09

Исследуется фундаментальный вопрос поэтики — специфика моделирования сакрального времени и пространства в гимнографии. Анализируется ее хронотоп на материале разновременных печатных и рукописных текстов с целью показать его независимость от типов песнопений и неизменность на протяжении всего периода существования литургической поэзии с начала христианской эры до наших дней.

Хронотоп гимнографии, через ворота которого, по М. М. Бахтину, совершается вступление в сферу ее смыслов — это «горний Иерусалим», вечность. Ее моделируют своими выразительными средствами поэты, внося вклад в разработку общей художественно-богословской программы храма как образа «неба на земле». Попытки воплотить эту идею в поэзии привели к формированию определенных творческих принципов: гимнограф открыто использовал одни и те же тексты разным святым, кальки и клише, пренебрегал реальными пространственно-временными характеристиками персонажей, понимая, что главная биографическая ось проходит между землей и небом, которые, как и конкретные географические понятия, он наделял нравственными свойствами (земля — мрак; небо — свет; Вавилон, Египет — грех; Иерусалим, Сион — добродетель). Диалоги, прямая речь включали молящегося в действо, позволяя пережить события прошлого в их внепространственно-временной сущности, а рефрены и анафоры создавали ощущение цикличности и бесконечности. Таким образом вместо реального времени и пространства в текстах воссоздавалась вечность. Это понимание хронотопа в его религиозно-нравственной системе координат было воспринято русской классической литературой и вошло в поэзию А. С. Пушкина и других отечественных стихотворцев.

 

гимнография; иеротопия; литургическая письменность; поэтика; хронотоп

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аверинцев С. С. Между «изъяснением» и «прикровением»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина // Поэты. — М. : Языки русской культуры, 1996. — С. 43–95.
  2. Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М. : Языки русской культуры, 1996. — С. 191–220.
  3. Аверинцев С. С. Проблема индивидуального стиля в античной и византийской риторической теории // Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М. : Языки русской культуры, 1996. — С. 220–228.
  4. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М. : Coda, 1997. — 343 с.
  5. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М. : Худож. лит., 1975. — С. 234–
  6. Василик В. В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2006. — 305 с.
  7. Верещагин Е. М. К проблеме краесогласия слов в византийской гимнографии // Вопросы языкознания. — М. : Наука, 1984. — Вып. 4. — С. 33–44.
  8. Герман (патриарх Константинопольский). Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. — М. : Мартис, 1995. — 90 с.
  9. Десницкий А. Поэтика библейского параллелизма. — М. : Библейско-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2007. — 554 с.
  10. Евсевий Кесарийский (Памфил). Сочинения : в 2 т. — СПб. : С.-Петерб. дух. акад., 1849. — Т. 2.
  11. Елесиевич С. К исследованию общих служб в славянской кириллической письменности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — М., 2008. — № 4. — С. 5–17.
  12. Зизиулас И., митр. Церковь и евхаристия : сб. ст. по православной экклесиологии. — Килемары (Респ. Марий Эл) : Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. — 332 с.
  13. Кекелидзе К. С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. — Тифлис, 1908. – 515 с.
  14. Кравецкий А. Г. Опыт словаря литургических символов // Славяноведение. — М., 1995. — № 3. — С. 97–103 ; 1996. — № 2. — С. 87–97 ; 1997. — № 2. — С. 84–102 ; № 5. — С. 108–112.
  15. Кристианс Д. Топосы в песнопениях византийской служебной Минеи и проблемы их переноса на славянскую почву. — М. : Индрик, 2018. — 152 с.
  16. Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А. М. Лидов. — М. : Индрик, 2006. — С. 9–31.
  17. Лихачев Д. С. Поэтика художественного пространства // Поэтика древнерусской литературы. — М. : Наука, 1979. — С. 335–351.
  18. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. — М. : Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  19. Мещерский Н. А. История христианской литургической письменности. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2013. — 527 с.
  20. Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. — М. : Наука, 2004. — 451 с.
  21. Никифорова А. Ю. Поэтический строй византийской гимнографии и Священное Писание // Раннехристианская и византийская экзегетика. — М. : ИМЛИ РАН, 2008. — С. 212–243.
  22. Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии : гимнографические памятники VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. — М. : Правосл. Свято-Тихоновский гуманит. ун-т, 2013. — 397 с.
  23. Никифорова А. Ю. Подобен в византийской гимнографии. Этапы развития // Przeglad Wschodnioeuropejski (East European Review). — Olsztyn, 2014. — Vol. 5/1. — P. 185–197.
  24. Никифорова А. Ю. Сакральное пространство гимнографии // Древняя Русь: пространство книжного слова. Историко-филологические исследования. — М. : Языки русской культуры, 2015. — С. 18–33.
  25. Пушкин А. С. Напрасно я бегу к сионским высотам … // Полн. собр. соч. : в 10 т. — Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1977. — Т. 3.
  26. Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. — СПб. : Алетейя, 2000. — 159 с.
  27. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М., 1983. — С. 227–284.
  28. Хопко Ф., прот. Зимняя Пасха. — М. : Паломник, 2008. — 256 с.
  29. Чевела О. В. Герменевтика литургической поэзии: лингвистическое исследование. — Казань : Казан. гос. ун-т, 2010. — 346 с.
  30. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. — М. : Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 247 с.
  31. Шмеман А., прот. Собрание статей. Богословие и богослужение. — М. : Гранат, — 464 с.
  32. Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae inferioris / ed. I. R. Schirὸ.— Rome, 1970. — Vol. 8. — 457 p.
  33. Hannick Chr. Exégèse, typologie et rhétorique dans l’hymnographie byzantine // Dumbarton Oaks Papers. — 1999. — Vol. 53. — P. 207–218.
  34. Jelonek T. “Palpable” et “Montagne de Sion” // Analecta Cracoviensia. — Kraków, 1977. — Vol. 9. — P. 139–154.
  35. Nikiforova A., Chronz T. The Codex Sinaiticus Liturgicus Revisited: A New Edition and Critical Assessment of the Text // Orientalia Christiana — Rome, 2017. — Vol. 82. — P. 59–125.
  36. Ἀκολουθίαι ἀνώνυμοι, ψαλλόμεναι εἰς ἔνα καὶ πολλοὺς κατὰ τάξιν ἁγίους. Ἐκ τοῦ Ἀνθολογίου ἱερῶν ἀκολουθιῶν. — Ἐν Βενετίᾳ, 1767.
  37. Δετοράκης Θ. Βυζαντινὴ ὑμνογραφία. — Ῥέθυμνο, 1997. — 335 σ.
  38. Εὐστρατιάδης Σ. Ἡ Θεοτόκος ἐν τῇ ὑμνογραφίᾳ. — Chennevières-sur-Marne, 1930. — [Ἁγιορειτικὴ βιβλιοθήκη 6].
  39. Κορακίδης Α. ΒυζαντινήΥμνογραφία. — Αθήνα, 2006. — Τ. Γ΄.
Без рубрики