Ли Синьмэй

Современная русская литература в Китае: обзор исследований. C.103-130.

УДК 821.161.1(510)

DOI 10.37724/RSU.2020.69.4.012

 

Современная русская литература вызывает большой интерес у китайских русистов, и количество научных работ по теме начиная с 80-х годов прошлого века постоянно увеличивается.
В данной статье на основании китайских баз данных обобщены результаты работы китайских русистов в области изучения современной русской литературы, а также анализируются имеющиеся актуальные проблемы и перспективы ее изучения. В исследованиях китайских ученых в целом можно выделить два основных направления: 1) посвященные конкретным писателям, таким как Александр Солженицын, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Владимир Маканин, Сергей Довлатов, Татьяна Толстая, Владимир Сорокин, Людмила Петрушевская, Венедикт Ерофеев, Борис Акунин, Алексей Варламов, Ольга Славникова, Даниил Гранин, Виктор Ерофеев, Михаил Шишкин, Анатолий Ким, Роман Сенчин, Сергей Есин, Георий Владимов, Андрей Битов, Захар Прилепин, Олег Павлов, Александр Иличевский, Елена Колядина, Михаил Елизаров, Борис Екимов, Александр Проханов, Марк Харитонов, Михаил Бутов, Андрей Волос, Гузель Яхина и др.; 2) исследования общего характера — по тенденциям развития современной русской литературы, ее направлениям, школам, литературным премиям. В литературоведческих исследованиях на современном этапе выделяют следующие основные проблемы: 1) отсутствие работ по драматургии и поэзии; 2) дисбаланс в изучении творчества конкретных русских писателей; 3) недостаточный анализ современной русской литературы в долгосрочной перспективе; 4) медленное формирование у китайских русистов собственных теорий о современной русской литературе и новых методов ее изучения.

 

современная русская литература; исследования китайских русистов; литературоведческие проблемы; перспективы изучения

 

Библиография:

  1. .陈方.当代俄罗斯女性小说研究[M].北京:中国人民大学出版社, 2007年. 214页.— Чэнь Фан. Женская литература в сегодняшней России. — Пекин : Изд-во Китай. нар. ун-та, 2007. — 214 с.
  2. 陈方.彼特鲁舍夫斯卡娅小说的“别样”主题和“解构”特征[J]. 俄罗斯文艺, 2003, (04) : 13–17+23. — Чэнь Фан. «Другие» темы и особенности деконструкции в прозе Л. Петрушевской // Рус-ская литература и искусство. — 2003. — № 4. — С. 13–17+23.
  3. 陈建华,杨明明.世纪之交俄罗斯现实主义文学的转型[J].同济大学学报(社会科学版), 2008 (05) : 93–97. — Чэнь Цзяньхуа, Ян Минмин. Трансформация русской реалистической литературы на рубеже веков // Вестник Тунцзиского университета. — 2008. — № 5. — С. 93–97.
  4. 陈新宇.俄罗斯当代乡土小说研究[M]. 杭州: 浙江大学出版社, 2017年. 224页. — Чэнь Синьюй. Современная русская деревенская проза. — Ханчжоу : Изд-во Чжэцзянкого ун-та, 2017. — 224 с.
  5. 程殿梅. 流亡人生的边缘书写[M].中国社会科学出版社. 2011年. 253页. — Чэн Дяньмэй. Маргинальное написание эмигрантской жизни. — Пекин : Изд-во Китай. акад. обществ. наук, 2011. — 253 с.
  6. 池济敏.中国式救赎——评瓦尔拉莫夫小说《上海》[J].外国文学动态, 2010 (05) : 36–38. — Чи Цзиминь. Спасение китайского типа: о рассказе «Шанхай» Варламова // Динамика ино-странной литературы. — 2010. — № 5. — С. 36–38.
  7. 邓兰华.尤·邦达列夫“三部曲”的哲理特点及艺术表现[J].北京师范学院学报(社会科学版), 1990 (04) : 71–77. — Дэн Ланьхуа. Философичность и ее художественное выражение в «трилогии» Ю. Бондарева // Вестник Пекинского педагогического университета. — 1990. — № 4. — С. 71–77.
  8. 董晓.神话在笑谑中破灭——谢尔盖·多甫拉托夫和他的《手提箱》[J].当代外国文学, 2006 (04) : 106–110. — Дун Сяо. Крушение мифов в смехе // Современная иностранная литература. — 2006. — № 4. — С. 106–110.
  9. 段丽君. 纯洁而崇高的“小人物”——试论俄罗斯当代女作家柳·乌利茨卡娅的创作特色[J]. 当代外国文学, 2001 (04) : 91–96. — Дуань Лицзюяь. Чистоплотные и благородные «маленькие лю-ди»: о творческих особенностях современной русской писательницы Л. Улицкой // Современная иностранная литература. — 2001. — № 4. — С. 91–96.
  10. 冯连驸.当代社会的道德危机——评尤·邦达列夫的小说《人生舞台》[J].辽宁师范大学学报, 1989 (01) : 51–54. — Фэн Ляньфу. Нравственный кризис: о романе «Игра» Ю. Бондарева // Вестник Ляонинского педагогического университета. — 1989. — № 1. — С. 51–54.
  11. 傅星寰,李俊学.量子意识视域下的《夏伯阳与虚空》的后现代空间叙事[J].俄罗斯文艺, 2017 (01) : 29–36. — Фу Синхуань, Ли Цзюясюе. Постмодернистское пространство с точки зрения квантового сознания в «Чапаеве и Пустоте» // Русская литература и искусство. — 2017. — № 1. — С. 29–36.
  12. 高伟,孙超.论1990年代乌利茨卡娅小说创作的诗学特征[J]. 外国文学研究, 2015 (04): 137–145. — Гао Вэй, Сунь Чао. Поэтические особенности в творчестве Л. Улицкой в 1990-е годы // Изучение иностранной литературы. — 2015. — № 4. — С. 137–145.
  13. 高伟,孙超.浅析阿库宁侦探小说的多维叙事空间——以凡多林传奇故事系列小说为例[J].俄罗斯文艺, 2015 (02) : 97–102. — Гао Вэй, Сунь Чао. Многомерное пространство повествования в детективах Акунина на примерах серии рассказов про Эраста Фандорина // Русская литература и искусство. — 2015. — № 2. — С. 97–102.
  14. 葛灿红.真实和虚构:多甫拉托夫小说的叙事策略[J].俄罗斯文艺, 2011 (02) : 26–32. —

Гэ Цаньхун. Действительность и вымысел: повествовательная стратегия в прозе С. Довлатова // Русская литература и искусство. — 2011. — № 2. — С. 26–32.

  1. 韩捷进.一幅“美”的艺术画——解读格拉宁的小说《一幅画》[J].当代外国文学, 2010 (02) : 147–152. — Хань Цзецзинь. «Прекрасное» произведение искусства: интерпретация «Картины» Гранина // Современная иностранная литература. — 2010. — № 2. — С. 147–152.
  2. 郝慧敏.后现代主义视角下的《2017》——解读斯拉夫尼科娃小说《2017》中的神话世界[J].大学(研究版), 2016 (Z1) : 136–140. — Хао Хуйминь. Мифологический мир в романе Славнико-вой «2017» // ВУЗ. — 2016. — № Z1. — С. 136–140.
  3. 侯丹.新时代的边缘人——谈奥尔加·斯拉夫尼科娃作品《永生的人》[J].俄罗斯研究, 2017 (04) : 105–115. — Хоу Дань. Маргиналы: о «Бессмертном» Славниковой // Исследование России. — 2017. — № 4. — С. 105–115.
  4. 侯玮红. 当代俄罗斯小说研究 [M]. 北京: 中国社会科学出版社, 2013年. 233页. — Хоу Вэйхун. Современная русская проза. — Пекин : Изд-во Китай. акад. обществ. наук, 2013. — 233 c.
  5. 侯玮红.继承传统、多元发展——论当代俄罗斯现实主义小说[J].外国文学评论, 2007 (03) : 101–108. — Хоу Вэйхун. Продолжение традиции и плюральное развитие: о современной русской реалистической прозе // Обозрение иностранной литературы. — 2007. — № 3. — С. 101–108.
  6. 侯玮红. 一部探讨人的存在之奥秘的杰作——评《库科茨基的特殊病例》[J]. 外国文学动态, 2002 (02) : 23–25. — Хоу Вэйхун. Шедевр о бытии человека: «Казус Кукоцкого» // Динамика иностранной литературы. — 2002. — № 2. — С. 23–25.
  7. 胡学星.《2017》:斯拉夫尼科娃基于时空体的的叙事策略[J].外国文学, 2018 (01) : 42–50. — Ху Сюэсин. Повествовательные стратегии Славниковой на основе хронотопа в «2017» // Ино-странная литература. — 2018. — № 1. — С. 42–50.
  8. 胡学星.个体与社会心理的契合——试析中篇小说《生》的潜在结构[J].青岛大学师范学院学报, 2006 (01) : 87–91. — Ху Сюэсин. Совпадение личностной психологии с общественной:

о потенциальной композиции повести «Рождение» // Вестник педагогического института при Цин-даоском университете. — 2006. — № 1. — С. 87–91.

  1. 黄玫.当代俄罗斯诗坛管窥[J].中国俄语教学, 2007 (01) : 31-35. — Хуан Мэй. Беглый взгляд на современную российскую поэзию // Русский язык в Китае. — 2007. — № 1. — С. 31–35.
  2. 李琳.《岸》的叙事风格和象征意蕴[J].解放军外国语学院学报, 2001 (05): 95–97. —

Ли Линь. Повествовательный стиль и символическое значение «Берега» // Вестник Института ино-странных языков Китайской освободительной армии. — 2001. — № 5. — С. 95–97.

  1. 李瑞莲.后现代语境中的“海鸥”——评当代俄罗斯作家阿库宁的剧作《海鸥》[J].外语学刊, 2016 (05) : 168–171. — Ли Жуйлянь. «Чайка» в постмодернистском контексте: о пьесе «Чайка» Акунина // Изучение иностранных языков. — 2016. — № 5. — С. 168–171.
  2. 李书曼.陀思妥耶夫斯基与马卡宁塑造的两“地下人”形象比较研究[J].俄语学习, 2015 (04) : 46–50. — Ли Шумань. Сравнение двух «маленьких людей», созданных Ф. Достоевским и В. Мака-ниным // Русский язык. — 2015. — № 4. — С. 46–50.
  3. 李新梅. 俄罗斯后现代主义文学的诗学特征[J].俄罗斯文艺, 2008 (02) : 9–14. — Ли Синьмэй. Поэтические особенности русской постмодернистской литературы // Русская литерату-ра и искусство. — 2008. — № 2. — С. 9–14.
  4. 李新梅. 俄罗斯后现代主义文学中的文化思潮[M]. 北京:中国社会科学出版社, 2012年. 379页. — Ли Синьмэй. Культурные тенденции в русской постмодернистской литературе. — Пе-кин : Изд-во Китай. акад. обществ. наук, 2012. — 379 с.
  5. 李新梅.《昆虫的生活》——一部空间形式的后现代主义小说[J].复旦外国语言文学论丛, 2009 (02) : 46–50. — Ли Синьмэй. «Жизнь насекомых»: постмодернистский роман в простран-ственной форме // Фуданьский форум иностранных языков и литератур. — 2009. — № 2. — С. 46–50.
  6. 李新梅. 现实与虚幻 : 维克多·佩列文后现代主义小说的艺术图景[M].  上海 : 复旦大学出版社, 2012年. 222页. — Ли Синьмэй. Реальность и иновидение: художественная картина постмо-дернистской прозы Виктора Пелевина. — Шанхай : Изд-во Фуданьского ун-та, 2012. — 222 с.
  7. 林精华.俄罗斯后现代主义文学:一种地域化的叙述策略与功能[J].外国文学, 2002 (01) : 46–52. — Линь Цзинхуа. Русская постмодернистская литература: повествовательная стратегия

и функция // Иностранная литература. — 2002. — № 1. — С. 46–52.

  1. 刘净娟. 彼特鲁舍夫斯卡娅小说时空的神话化[J]. 外国文学动态研究, 2017 (05) : 53–63. — Лю Цзинцзюань. Мифологизация хронотопа в прозе Л. Петрушевской // Исследование динамики иностранной литературы. — 2017. — № 5. — С. 53–63.
  2. 刘涛.瓦尔拉莫夫创作的末世论倾向[J].俄罗斯文艺, 2004 (03) : 37–40. — Лю Тао. Тен-денции конца света в творчестве Варламова // Русская литература и искусство. — 2004. — № 3. — С. 37–40.
  3. 刘溪.当代俄罗斯维尔巴基姆先锋纪实剧考析[J].戏剧(中央戏剧学院学报), 2016 (02) :

5–16. — Лю Си. О документальном театре вербакиме в сегодняшней России // Драма. Вестник Центральной академии драмы. — 2016. — № 2. — С. 5–16.

  1. 陆永昌.新时代的父与子的冲突——读谢·叶辛的小说《摹仿者》[J].名作欣赏, 2000 (06) : 86–89. — Лу Юнчан. Конфликты отцов и детей в новую эпоху: об «Имитаторе» Есина // Насла-ждение классикой. — 2000. — № 6. — С. 86–89.
  2. 陆人豪.战争文学领域的开拓型作家──略论尤里·邦达列夫的创作[J].求是学刊, 1988 (04) : 67–72. — Лу Жэньхао. Писатель, открывающий военную литературу: о творчестве Юрия Бонда-рева // Цю Ши Сюе Кань. — 1988. — № 4. — С. 67–72.
  3. 马卫红.白色的灰烬在唱歌——维克多·柯里乌林的后现代主义诗歌[J].外国文学动态, 2007 (04) : 16–18. — Ма Вэйхун. Постмодернистская поэзия Виктора Кривулина // Динамика ино-странной литературы. — 2007. — № 4. — С. 16–18.
  4. 马卫红.当代俄罗斯“年轻诗歌”的发展动态[J].外国文学动态, 2013 (02) : 4–6. — Ма Вэй-хун. Развитие и особенности «молодой поэзии» в сегодняшней России // Динамика иностранной литературы. — 2013. — № 2. — С. 4–6.
  5. 马卫红.两个时代,两个海鸥——阿库宁对契诃夫《海鸥》的再创作[J].俄罗斯文艺,

2017 (01) : 37–42. — Ма Вэйхун. Две эпохи, две чайки: пересоздание Акуниным «Чайки» Чехова // Русская литература и искусство. — 2017. — № 1. — С. 37–42.

  1. 马轶伦.真实与虚构之间的自我探寻——论多甫拉托夫的生命书写[J].南京师范大学文学院学报, 2018 (01) : 105–111. — Ма Илунь. Поиск себя между действительностью и вымыслом:

о повествовании жизни С. Довлатова // Вестник института китайского языка и культуры Нанкин-ского педагогического университета. — 2018. — № 1. — С. 105–111.

  1. 牧野.以人的名义——小议弗拉基莫夫《将军和他的部队》[J].外国文学动态, 2004 (03) : 37–38. — Му Е. От имени человека: о «Генерале и его армии» Владимова // Динамика иностран-ной литературы. — 2004. — № 3. — С. 37–38.
  2. 潘桂珍.邦达列夫的社会哲理小说——《岸》、《选择》、《人生舞台》[J].外国文学研究, 1988 (04) : 57–63+71. — Пань Гуйчжэнь. Социально-философские романы «Берег», «Выбор», «Игра» Ю. Бондарева // Изучение иностранной литературы. — 1988. — № 4. — С. 57–63+71.
  3. 潘琳.彼特鲁舍夫斯卡娅故事创作中的互文性及语言独特性[J]. 俄语学习, 2015 (01) :

41–46. — Пань Линь. Интертекстуальность и языковые особенности прозы Л. Петрушевской // Русский язык. — 2015. — № 1. — С. 41–46.

  1. 潘月琴. “荒诞”在彼特鲁舍夫斯卡娅戏剧中的双重体现[J]. 俄罗斯文艺, 2016 (02) : 100–106. — Пань Юецинь. Двойственное проявление «абсурда» в пьесах Л. Петрушевской // Русская литература и искусство. — 2016. — № 2. — С. 100–106.
  2. 潘月琴.索罗金戏剧中的“世界图景”与游戏策略[J].外国文学动态研究, 2016 (01) : 39–49. — Пань Юэцинь. «Мировая картина» и стратегия игры в драмах В. Сорокина // Исследование ди-намики иностранной литературы. — 2016. — № 1. — С. 39–49.
  3. 皮野. 论韦涅·叶罗费耶夫创作中的戏谑艺术——从后现代经典《从莫斯科到彼图什基》谈起[J]. 济南大学学报(社会科学版), 2008 (05) : 51–53. — Пи Е. Пародия в творчестве В. Ерофеева, начиная с постмодернистской классики «Москва — Петушки» // Вестник Цзинаньского универси-тета. — 2008. — № 5. — С. 51–53.
  4. 皮野. 维涅奇卡的旅行神话:从莫斯科到彼图什基[J]. 长春师范大学学报, 2015 (03) : 124–127. — Пи Е. Миф путешествия Венедикта из Москвы в Петушки // Вестник Чанчуньского педаго-гического университета. — 2015. — № 3. — С. 124–127.
  5. 皮野.与世界对话:小说《从莫斯科到佩图什基》的对话性论略[J]. 俄罗斯文艺, 2017 (04) : 82–89. — Пи Е. Диалог с миром: стратегия диалога в поэме «Москва — Петушки» // Русская лите-ратура и искусство. — 2017. — № 4. — С. 82–89.
  6. 皮野. 最后一个苏联文学神话——韦涅·叶罗费耶夫及其小说《从莫斯科到彼图什基》[J]. 中国俄语教学, 2007 (04) : 48–51. — Пи Е. Последний миф в советской литературе: Венедикт Еро-феев и его поэма “Москва — Петушки” // Русский язык в Китае. — 2007. — № 4. — С. 48–51.
  7. 任光宣.当今俄罗斯大众文学谈片[J].俄罗斯文艺, 2008 (01) : 11–16. — Жэнь Гуансюань. О современной русской массовой литературе // Русская литература и искусство. — 2008. — № 1. —С. 11–16.
  8. 任光宣.史诗《从莫斯科到别图什基》文本的《圣经》源头[J]. 国外文学, 2008 (01) :

20–26. — Жэнь Гуансюань. Последний миф в советской литературе: Венедикт Ерофеев и его поэ-ма «Москва — Петушки» // Литература за рубежом. — 2008. — № 1. — С. 20–26.

  1. 宋秀梅.三个时代的摹仿者——果戈理、爱伦堡和叶辛笔下的画家形象[J].当代外国文学, 1999 (03) : 161–165. — Сун Сюмэй. Имитаторы трёх эпох: образы художника в творчестве Гого-ля, Эренбурга и Есина // Современная иностранная литература. — 1999. — № 3. — С. 161–165.
  2. 孙超.俄罗斯大众文学评议[J].求是学刊, 2007 (05) : 117–124. — Сунь Чао. Обсуждение русской массовой литературы // Цю Ши Сюе Кань. — 2007. — № 5. — С. 117–124.
  3. 孙超. 当代俄罗斯文学视野下的乌利茨卡娅小说创作:主题与诗学[M]. 黑龙江大学出版社. 2012年. 250页. — Сунь Чао. Художественное творчество Л. Улицкой на горизонте современной русской литературы. — Харбин : Изд-во Хэйлунцзянского университета, 2012. — 250 с.
  4. 孙超. 二十世纪八、九十年代俄罗斯中短篇小说研究 [M]. 北京:人民文学出版社 , 2014年. 297页. — Сунь Чао. Изучение повестей и рассказов в русской литературе 80–90-х годов ХХ века. — Пекин : Изд-во нар. лит., 2014. — 297 с.
  5. 孙超.试析托尔斯泰娅短篇小说《奥凯尔维利河》中的彼得堡文本[J].学理论, 2009 (25) : 75–76. — Сунь Чао. Петербургские тексты в рассказе «Река Оккервиль» Т. Толстой // Изучение теории. — 2009. — № 25. — С. 75–76.
  6. 孙超. 透过生活细节展示历史——柳·乌利茨卡娅短篇小说《布罗妮卡》的艺术世界[J]. 俄罗斯文艺, 2007 (02) : 26–30+94. — Сунь Чао. История через жизненные детали: о художественном мире в рассказе «Бронька» Л. Улицкой // Русская литература и искусство. — 2007. — № 2. — С. 26–30+94 .
  7. 孙磊.畸形政治的隐喻性书写——评斯拉夫尼科娃长篇小说《不死的人》[J].外国文学, 2012 (03) : 19–24+157. — Сунь Лэй. Метафорическое повествование об аномальной политике:

о “Бессмертном” Славниковой // Иностранная литература». — 2012. — № 3. — С. 19–24+157.

  1. 唐逸红,徐笑一. 浅析柳德米拉·彼特鲁舍夫斯卡娅的童话创作[J]. 俄罗斯文艺, 2009 (02) : 122–124. — Тан Ихун, Сюй Сяои. Творчество сказки Л. Петрушевской // Русская литература и искусство. — 2009. — № 2. — С. 122–124.
  2. 田洪敏.从弗·马卡宁的创作看当代俄罗斯文学中的东方意象[J].中国比较文学, 2016 (01) : 175–185. — Тянь Хунминь. Восточные представления в современной русской литературе на при-мере творчества В. Маканина // Китайское сравнительное литературоведение. — 2016. — № 1. — С. 175–185.
  3. 田洪敏.一种文学边界——弗·索罗金空间书写中的中国形象[J].当代外国文学, 2017 (02) : 122–127. — Тянь Хунминь. Образ Китая в пространственном повествовании В. Сорокина // Со-временная иностранная литература. — 2017. — № 2. — С. 122–127.
  4. 王丽丹. 拉斯普京的民间叙事[J].解放军外国语学院学报, 2008 (04) : 108–112. — Ван Ли-дань. Народность повествования В. Распутина // Вестник Института иностранных языков Китай-ской освободительной армии. — 2008. — № 4. — С. 108–112.
  5. 王丽丹. 弗·马卡宁的“元小说”叙事策略——评《地下人,或当代英雄》[J].俄罗斯文艺,

2005 (01) : 36–40. — Ван Лидань. Повествовательная стратегия «метароман» в «Андеграунде, или Герое нашего времени» В. Маканина // Русская литература и искусство. — 2005. — № 1. — С. 36–40.

  1. 王丽丹,李瑞莲.当代俄罗斯戏剧流派的演变[J].俄罗斯文艺, 2014 (02) : 50-56. — Ван Ли-дань, Ли Жуйлянь. Эволюция направлений современной драматургии // Русская литература

и искусство. — 2014. — № 2. — С. 50–56.

  1. 王丽丹,李瑞莲. 当代俄罗斯戏剧文学研究[M]. 北京 : 中央编译出版社, 2016年. 379页. — Ван Лидань, Ли Жуйлянь. Современная русская драматургия: 1991–2012. — Пекин : Центр. изд-во редакции и перевода, 2016. — 379 с.
  2. 王加兴. 安·比托夫和他的《普希金之家》[J]. 俄罗斯文艺, 2017 (02) : 122–128. — Ван Цзясин. Андрей Битов и его «Пушкинский дом» // Русская литература и искусство. — 2017. —

№ 2. — С. 122–128.

  1. 王千千, 谢周.无所不在的“审讯”——《审讯桌》的反乌托邦特征解析[J].俄罗斯文艺, 2014 (04) : 78–83. — Ван Цяньцянь, Се Чжоу. Вездесущий допрос: анализ антиутопических особенно-стей в романе «Стол, покрытый сукном, и с графином в середине» // Русская литература

и искусство. — 2014. — № 4. — С. 78–83.

  1. 王树福.从“万比洛夫派”到“新戏剧”:当代俄罗斯戏剧源流与发展考[J].戏剧(中央戏剧学院学报), 2011 (04) : 26–38. — Ван Шуфу. От вампиловщины до новой драмы: об источнике и разви-тии современной русской драматургии // Драма. Вестник Центральной академии драмы. — 2011. —

№ 4. — С. 26–38.

  1. 王树福.俄罗斯文学的东方幻象:佩列文小说中的中国形象[J].外国文学动态, 2013 (03) : 18–21. — Ван Шуфу. Восточная иллюзия в русской литературе: образ Китая в прозе Пелевина // Динамика иностранной литературы. — 2013. — № 3. — С. 18–21.
  2. 王树福.国家畅销书奖:当下俄罗斯文学的晴雨表[J].俄语学习, 2006 (05) : 64–68. — Ван Шуфу. Премия «Национальный бестселлер» как барометр сегодняшней русской литературы // Русский язык. — 2006. — № 5. — С. 64–68.
  3. 王一晴.迷惘一代的记录者——俄罗斯青年作家罗曼·先钦[J].俄语学习, 2016 (02) : 33–36. — Ван Ицин. Бытописатель потерянного поколения: молодой русский писатель Роман Сенчин // Русский язык. — 2016. — № 2. — С. 33–36.
  4. 王盈. 阿纳托利·金小说创作中的悲剧意识[J].学术交流, 2015 (10) : 192–196. — Ван Ин. Трагическое сознание в прозе Анатолия Кима // Академическая коммуникация. — 2015. — № 10. —

С. 192–196.

  1. 王盈.文化合力中的阿纳托利·金[J].俄罗斯文艺, 2013 (04) : 55–62. — Ван Ин. Анатолий Ким в средоточии культур // Русская литература и искусство. — 2013. — № 4. — С. 55–62.
  2. 王盈. 虚实混同的心灵困境——浅析长篇小说《不死的人》中的多重时空特征[J].俄罗斯文艺, 2009 (02) : 74–78. — Ван Ин. Духовный тупик в действительностях и сновидениях: о много-образии хронотопа в романе «Бессмертный» // Русская литература и искусство. — 2009. —

№ 2. — С. 74–78.

  1. 王烨姝. 《您忠实的舒里克》中的俄罗斯女性生存组图[J]. 长春师范学院学报, 2014 (01) : 112–114. — Ван Ешу. Групповые картины бытия русских женщин в романе «Искренне Ваш Шу-рик» // Вестник Чанчуньского педагогического университета. — 2014. — № 1. — С. 112–114.
  2. 王悦. 语言文化学视角下乌利茨卡娅的神话书写——以小说《美狄亚和她的孩子们》为例[J]. 现代交际, 2017 (10) : 75–77. — Ван Юе. Мифологическое повествование Л. Улицкой на приме-ре романа «Медея и её дети» с точки зрения лингвокультурологии // Современная коммуникация. — 2017. — № 10. — С. 75–77.
  3. 王永,王思齐.当代文学经典的艺术表现——评俄罗斯观念主义诗人普里戈夫[J].俄罗斯文艺, 2019 (04) : 34–42. — Ван Юн, Ван Сыци. О русском поэте-концептуалисте Дмитрии Пригове // Русская литература и искусство. — 2019. — № 4. —С. 34–42.
  4. 王宗琥.俄罗斯的后现代主义文学:源流与特点[J].俄罗斯文艺, 2008 (02) : 15–20. — Ван Цзунху. Русская постмодернистская литература: происхождение и особенности // Русская лите-ратура и искусство. — 2008. — № 2. — С. 15–20.
  5. 温玉霞.颠覆传统文学的另类文本——索罗金作品解读[J].中外文化与文论, 2005 (01) : 103–111. — Вэнь Юйся. Деконструкция культурного субъекта: повествование «симулякра» на примере прозы В. Сорокина // Культура и литературная теория Китая и зарубежных стран. — 2005. — № 1. — С. 103–111.
  6. 温玉霞.后现代语境下的“反乌托邦”情结——维·佩列文的小说创作图景[J].俄罗斯文艺, 2010 (01) : 11–17. — Вэнь Юйся. Комплекс антиутопии в постмодернистском контексте: творче-ская картина в прозе Пелевина // Русская литература и искусство. — 2010. — № 1. — С. 11–17.
  7. 温玉霞. 解构与重构:俄罗斯后现代小说的文化对抗策略[M].  北京 : 中国社会科学出版社, 2010年. 243页. — Вэнь Юйся. Деконструкция и реконструкция: культурные стратегии сопротив-ления в русской постмодернистской прозе. — Пекин : Изд-во Китай. акад. обществ. наук, 2010. — 243 с.
  8. 吴萍.“对话”与“融合”:塔·托尔斯泰娅创作中的互文性[J].俄罗斯文艺, 2014 (01) : 104–109. — У Пин. «Диалог» и «Присоединение»: интертекстуальность в творчестве Т. Толстой // Русская литература и искусство. — 2014. — № 1. — С. 104–109.
  9. 武玉明.阿库宁小说中的宗教乌托邦意识[J].俄罗斯文艺, 2013 (02) : 67–71. — У Юймин. Сознание религиозной утопии в прозе Акунина // Русская литература и искусство. — 2013. —

№ 2. — С. 67–71.

  1. 武玉明.帝国之后的自我装扮:阿库宁小说中的帝国意识[J].山东外语教学, 2012 (02) :

85–89+103. — У Юймин. Послеимперское самоукрашение: империалистическое сознание в прозе Акунина // Обучение иностранным языкам в провинции Шаньдун. — 2012. — № 2. — С. 85–89+103.

  1. 武玉明.互文游戏:阿库宁创作的后现代主义诗学特征[J].俄罗斯文艺, 2015 (02) : 90–96. — У Юймин. Постмодернистские поэтические особенности в творчестве Акунина // Русская литера-тура и искусство. — 2015. — № 2. — С. 90–96.
  2. 吴泽霖.俄罗斯后现代主义文学与俄罗斯民族文化传统[J].外国文学评论, 2004 (03) :

50–56. — У Цзэлинь. Русская постмодернистская литература и традиция русской национальной культуры // Обозрение иностранной литературы. — 2004. — № 3. — С. 50–56.

  1. 夏忠宪. “先锋”+“荒诞”——俄罗斯后现代主义戏剧之管窥[J]. 俄罗斯文艺, 2005 (01) :

20–24. — Ся Чжунсянь. «Авангард» + «абсурд»: обозрение русской постмодернистской драматур-гии // Русская литература и искусство. — 2005. — №1. — С. 20–24.

  1. 谢春艳.双重性别与双重人格的后现代文化“符号”——解析《玛丽娜的第三十次爱》中的女主人公[J].俄罗斯学刊, 2011 (05) : 77–81. — Се Чуньянь. Постмодернистские культурные «знаки» двойственности пола и личности: анализ главной героини в «Тридцатой любви Марины» // Ис-следование России. — 2011. — № 5. — С. 77–81.
  2. 徐艳艳.斯拉夫尼科娃小说《2017》狂欢仪式研究[J].齐齐哈尔师范高等专科学校学报, 2018 (03) : 44–46. — Сюй Яньянь. Карнавальные обряды в романе «2017» Славниковой // Вестник Цзицзихаэрского педагогического института. — 2018. — № 3. — С. 44–46.
  3. 杨岱勤.格拉宁的纪实体小说[J].外国文学研究, 1987 (01) : 57–62. — Ян Дайцинь. Доку-ментальная проза Гранина // Изучение иностранной литературы. — 1987. — № 1. — С. 57–62.
  4. 于双雁.马卡宁的《地下人,或当代英雄》对陀思妥耶夫斯基作品的意义解构[J].解放军外国语学院学报, 2016 (02) : 146–152. — Юй Шуанянь. Деконструкция смысла произведений

Ф. Достоевского в романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина // Вестник Ин-ститута иностранных языков Китайской освободительной армии. — 2016. — № 2. — С. 146–152.

  1. 余一中. 俄罗斯文学的今天和昨天[M].哈尔滨:黑龙江人民出,2006年. 349页. — Юй Ичжун. Вчерашняя и сегодняшняя русская литература. — Харбин : Хэйлунцзянское нар. изд-во, 2006. — 349 с.
  2. 余一中. 维涅季克特·叶罗菲耶夫和他的小说《从莫斯科到佩图什基》[J]. 当代外国文学, 2004 (04) : 153–157. — Юй Ичжун. Венедикт Ерофеев и его поэма «Москва — Петушки» // Совре-менная иностранная литература. — 2004. — № 4. — С. 153–157.
  3. 张冰.“生态平衡”关系中的《鱼王》[J].国外文学, 2018 (03) : 43–50. — Чжан Бин. «Царь-рыба» об экологическом равновесии // Литература за рубежом. — 2018. — № 3. — С. 43–50.
  4. 张芳丽.爱与尊严的穿越和选择——叶琳娜·舍尔斯托波耶娃诗歌选析[J].俄语学习,

2014 (06) : 35–38. — Чжан Фанли. Анализ стихотворений Елены Шерстобоевой // Русский язык. — 2014. — № 6. —С. 35–38.

  1. 张建华. 丑与恶对文学审美圣殿的“冲击和亵渎”——俄国后现代主义小说家索罗金创作论[J].外国文学, 2008 (02) : 3–9+126. — Чжан Цзяньхуа. Уродливость и зло профанируют святой эсте-тический храм литературы: о творчестве постмодернистского писателя В. Сорокина // Иностран-ная литература. — 2008. — № 2. — С. 3–9+126.
  2. 张建华. 当代外国文学纪事(1980–2000)·俄罗斯卷[M]. 北京: 商务印书馆,2016年. 908页. — Чжан Цзяньхуа. Хроники современной иностранной литературы: русский том (1980–2000). — Пекин : Коммерческое изд-во, 2016. — 908 с.
  3. 张建华. 俄罗斯通俗文学:历史命运及勃兴之由[J].俄罗斯文艺, 2012 (04) : 51–58 — Чжан Цзяньхуа. Русская массовая литература: историческая судьба и причины процветания // Русская литература и искусство — 2012. — № 4. — С. 51–58.
  4. 张建华.荒诞的存在与本真的叙事——多甫拉托夫的后现代主义短篇小说述评[J].外国文学, 2003 (06) : 18–23. — Чжан Цзяньхуа. Абсурдное бытие и объективное повествование: о постмо-дернистских рассказах С. Довлатова // Иностранная литература. — 2003. — № 6. — С. 18–23.
  5. 张建华.拉斯普京“寻根小说”的文化取向及价值迷失[J].俄罗斯文艺, 2008 (04) : 34–41. — Чжан Цзяньхуа. Культурная ориентация и утраченные ценности в почвеннической прозе В. Рас-путина // Русская литература и искусство. — 2008. — № 4. — С. 34–41.
  6. 张建华.托尔斯塔雅与她的后现代主义小说[J].外国文学, 2005 (02) : 3–5. — Чжан Цзянь-хуа. Толстая и ее постмодернистская проза // Иностранная литература. — 2005. — № 2. — С. 3–5.
  7. 张建华.新时期俄罗斯小说研究[M]. 北京:高等教育出版社, 2016年. 471页. — Чжан Цзяньхуа. Русская проза Нового времени (1985–2015). — Пекин : Изд-во высш. образования,
  8. — 471 с.
  9. 张建华. 战争英雄神话的消解——后苏联长篇小说《将军和他的部队》中的思想向度[J].外国文学, 2010 (05) : 39–48+157. — Чжан Цзяньхуа. Деконструкция мифологии о военных героях: об идейных тенденциях в постсоветском романе «Генерал и его армия» // Иностранная литерату-ра. — 2010. — № 5. — С. 39–48+157.
  10. 张捷. 当代俄罗斯文学纪事[M].北京:人民文学出版社, 2007年. 232页. — Чжан Цзе. Хро-ника современной русской литературы (1992–2001). — Пекин : Изд-во нар. лит., 2007. — 232 с.
  11. 张捷. 苏联解体后的俄罗斯文学[M]. 北京:中国社会科学出版社, 2011年. 248页. — Чжан Цзе. Русская литература после распада СССР (1992–2001). — Пекин : Изд-во Китай. акад. обществ. наук, 2011. — 248 с.
  12. 张俊翔.直面被世相遮蔽的凋匮与殇痛——论罗曼·先钦的农村小说[J].外国文学动态研究, 2017 (02) : 28–36. — Чжан Цзюяьсян. Лицом к лицу с разрухой и мучением под слоем быта:

о деревенской прозе Романа Сенчина // Исследование динамики иностранной литературы. —

  1. — № 2. — С. 28–36.
  2. 张兰芬.艺术美──格拉宁拯救人类心灵的药方[J].俄罗斯文艺, 1996 (03) : 58–60. — Чжан Ланьфэнь. Искусственная красота: рецепт для спасения души человека // Русская литература

и искусство. — 1996 — № 3. — С. 58–60.

  1. 张美.永不沉没的布哈拉方舟——论瓦尔拉莫夫小说《沉没的方舟》中的灵魂救赎[J].临沂大学学报, 2014 (03) : 94–97. — Чжан Мэй. О духовном спасении в романе «Утонувший ковчег» // Вестник Линьиского университета. — 2014. — № 3. — С. 94–97.
  2. 张敏.从现代主义到后现代主义——20世纪俄罗斯现代主义小说之发展流程[J].黑龙江社会科学, 2007 (06) : 19–23. — Чжан Минь. От модернизма до постмодернизма: процесс развития русской модернистской прозы в XX веке // Хэйлунцзянские социальные науки. — 2007. — № 6. — С. 19–23.
  3. 张淑明.末世与救赎—阿斯塔菲耶夫《牧童和牧女》新解[J].俄罗斯文艺, 2015 (01) :

57–61. — Чжан Шумин. Конец света и спасение: новая интерпретация «Пастуха и пастушки» В. Астафьева // Русская литература и искусство. — 2015. — № 1. — С. 57–61.

  1. 张艳杰.论俄罗斯后现代主义文学的思维模式与艺术特色[J].学术交流, 2012 (06) : 178–181. — Чжан Яньцзе. Модель мышления и художественные особенности русской постмодернист-ской литературы // Академическая коммуникация. — 2012. — № 6. — С. 178–181.
  2. 张艳杰. 后现代语境下比托夫的生态文学观——以三部曲小说集《癫狂》为例[J]. 学术交流, 2011 (01) : 173–177. — Чжан Яньцзе. Экологическая литература Битова в постмодернистском контексте на примере трилогии «Оглашенные» // Академическая коммуникация. — 2011. — № 1. — С. 173–177.
  3. 赵丹. 多重的写作与解读 : 论俄罗斯后现代主义小说《命运线,或米拉舍维奇的小箱子》[M]. 哈尔滨 : 黑龙江人民出版社, 2005年. 207页. — Чжао Дан. Многомерное повествование и ин-терпретация: о русском постмодернистском романе «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». — Харбин : Хэйлунцзянское нар. изд-во, 2005. — 207 с.
  4. 赵丹.后现代主义文学在俄罗斯的命运[J].当代外国文学, 2001 (04) : 75–83. — Чжао Дань. Судьба постмодернистской литературы в России // Современная иностранная литература. — 2001. — № 4. — С. 75–83.
  5. 赵建常.惩罚与救赎——阿斯塔菲耶夫小说的宗教文化阐释[J].山西大学学报(哲学社会科学版), 2009 (05) : 48–51. — Чжао Цзяньчан. Наказание и спасение: интерпретация прозы

В. Астафьева с точки зрения религиозной культуры // Вестник Шаньсиского университета. — 2009. — № 5. — С. 48–51.

  1. 赵建常.开端就在终结中——评瓦尔拉莫夫小说《沉没的方舟》中的末世论倾向[J].当代外国文学, 2006 (03) : 37–43. — Чжао Цзяньчан. Начало скрывается в конце: о тенденции конца света в романе Варламова «Утонувший ковчег» // Современная иностранная литература. — 2006. — № 3. — С. 37–43.
  2. 赵建常.彰显人性的战争书写——阿斯塔菲耶夫战争小说创作论[J].广西社会科学,

2008 (03) : 144–147. — Чжао Цзяньчан. О войне с человечностью: военная проза В. Астафьева // Гуансийские общественные науки. — 2008. — № 3. — С. 144–147.

  1. 赵婷廷.论瓦尔拉莫夫小说《沉没的方舟》中的空间原型[J].名作欣赏, 2014 (06) : 120–121+143. — Чжао Тинтин. Прототип пространства «Утонувшего ковчега» // Наслаждение класси-кой. — 2014. — № 6. — С. 120–121+143.
  2. 赵杨. 当代俄罗斯文学中的乡土意识与民族主义:以拉斯普京创作为例[M].  南京:南京大学出版社, 2014年. 221页. — Чжао Ян. Деревенское сознание и национализм в современной русской литературе на примере творчества В. Распутина. — Нанкин : Изд-во Нанкинского ун-та, 2014. — 221 с.
  3. 赵杨. 颠覆与重构:论俄罗斯后现代主义文学的反乌托邦性[M]. 哈尔滨:黑龙江人民出版社, 2009年. 186页. — Чжао Ян. Разрушение и реконструкция: об антиутопии в русской постмодер-нистской литературе. — Харбин : Хэйлунцзянское нар. изд-во, 2009. — 186 с.
  4. 赵杨. 从《午夜时分》看彼特鲁舍夫斯卡娅小说中的“绝望意识”[J]. 外国文学研究, 2012, 34 (01) : 91–98. — Чжао Ян. Сознание отчаяния в прозе Л. Петрушевской на примере рассказа «Время ночь» // Изучение иностранной литературы. — 2012. — № 1. — С. 91–98.
  5. 赵杨. 拉斯普京作品中的乡土情结与民族意识[J].外国文学研究, 2007 (03) : 88–94. — Чжао Ян. Деревенский комплекс и национальное сознание в произведениях В. Распутина // Изуче-ние иностранной литературы. — 2007. — № 3. — С. 88–94.
  6. 郑永旺.从“世界是文本”看俄罗斯后现代主义文学中的世界[J].外语学刊, 2014 (05) : 124–131. — Чжэн Юнван. Мир в русской постмодернистской литературе с точки зрения «Мир как текст» // Изучение иностранных языков. — 2014. — № 5. — С. 124–131.
  7. 郑永旺. 俄罗斯后现代主义文学研究[M]. 北京:人民文学出版社, 2017年. 402页. — Чжэн Юнван. О русской постмодернистской литературе. — Пекин : Изд-во нар. лит., 2017. — 402 с.
  8. 郑永旺.《夏伯阳与虚空》的佛教元素解读[J].俄罗斯文艺, 2008 (02) : 28–33. — Чжэн Юнван. Буддистские элементы в «Чапаеве и Пустоте» // Русская литература и искусство. — 2008. —

№ 2. — С. 28–33.

  1. 郑永旺. 游戏·禅宗·后现代:佩列文后现代主义诗学研究[M].北京:人民文学出版社, 2006年. 284页. — Чжэн Юнван. Игра. Буддизм. Постмодерн: поэтические особенности постмодернистско-го творчества Пелевина. — Пекин : Изд-во нар. лит., 2006. — 284 c.
  2. 周露. 从时间范畴探讨《库科茨基医生的病案》之现代性[J]. 同济大学学报(社会科学版), 2011 (05) : 90–95. — Чжоу Лу. О современности «Казуса Кукоцкого» с точки зрения времени // Вестник Тунцзиского университета. — 2011. — № 5. — С. 90–95.
  3. 庄宇.反乌托邦文学:俄国知识分子的思想路标——《我们》和《野猫精》的历史比较研究[J].俄罗斯文艺, 2012 (02) : 89–96. — Чжуан Юй. Антиутопическая литература: дорожные вехи русской интеллигенции — историческое сравнение романов «Мы» и «Кысь» // Русская литература и искусство. — 2012. — № 2. — С. 89–96.
Без рубрики