Архипова Е. В.

Термины «толкование» и «семантизация» в лингвистическом и образовательном дискурсах   С. 132 –139.

УДК 811.161.1’373

DOI 10.37724/RSU.2022.76.3.013

Аннотация. В статье сопоставляются термины «толкование» и «семантизация» в научных трудах по лексикографии и по методике обучения русскому языку, а также рассматривается их функционирование в лингвистическом и педагогическом (образовательном) дискурсах и, прежде всего, в современных программах и учебниках по русскому языку и методике его преподавания. Актуальность исследования продиктована обнаруженным при анализе лингвистической и лингводидактической литературы рассогласованием в понимании терминов «толкование» и «семантизация» в словарях, с одной стороны, и различием в трактовке этих понятий в практике обучения русскому языку на разных уровнях образования — с другой, что обозначило проблему унификации терминологии в смежных науках — лингвистике и лингводидактике. Цель исследования — проанализировать функционирование терминов «толкование» и «семантизация» в лингвистическом и образовательном дискурсах, сделать вывод о целесообразности использования каждого в зависимости от коммуникативно-прагматических задач и, главным образом, о соответствии их задачам обучения русскому языку в современных образовательных реалиях. Термин «толкование» подразумевает под собой речевое действие, направленное на объяснение значения слова себе или кому-то, и потому логично и оправданно относится к образовательному дискурсу. Термин же «семантизация», имея массу трактовок, не обозначает при этом конкретный способ толкования значения слова. В учебном дискурсе он чаще всего предполагает важное метапредметное умение учащегося работать с текстом словарной статьи, извлекая из нее смысл незнакомого слова. Смешивать эти два понятия в образовательном дискурсе нецелесообразно.

Ключевые слова: дискурс образовательный, дискурс лингвистический, лексикография, лексикология, русский язык, семантизация, словарь лингвистических терминов, толкование значения слова.

Библиография:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом № 287 Минпросвещения России от 31.05.2021. — URL : https://fgosreestr.ru/educational_

standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia (дата обращения: 29.03.2022).

  1. Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования : одобрена решением федер. учеб.-метод. об-ния по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22. — URL : https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2 (дата обращения: 29.04.2022).
  2. Примерная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» : одобрена решением федер. учеб.-метод. об-ния по общему образованию, протокол от 27.09.2021 № 3/21. — URL : https://fgosreestr.ru/oop/224 (дата обращения: 29.04.2022).
  3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория

и практика обучения языкам). — М. : Изд-во ИКАР, 2009. — 448 с.

  1. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учеб. и практикум для вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 179 с.
  2. Архипова Е. В. Работа над значением слова в начальной школе : моногр. — 2-е изд., испр. и доп. — Рязань : Изд-во «Концепция», 2021. — 218 с.
  3. Архипова Е. В. Способы толкования значения слова и обучение лексикологии на уроках русского языка (когнитивно-прагматический аспект) // Психолого-педагогический поиск. — 2022. — № 2 (62). — С. 45–53. — DOI: 10.37724/RSU.2022.62.2.005.
  4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М. : Сов. энцикл., 1966. — 608 с.
  5. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. — Изд. 5-е, испр. и доп. — Назрань : Пилигрим, 2010. — 486 с.
  6. Левенталь И. В. Лингвистическая типология толкования значения слов в одноязычном сло-варе русского языка для иностранцев : дис. … канд. филол. наук : 10.02.01. — СПб., 2014. — 256 с.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М. : Просвещение,
  8. — 240 с.
  9. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2001. — 368 с.
  10. Никитин М. В. Основания когнитивной семантики : учеб. пособие для вузов. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. — 277 с.
  11. Плотникова А. М. Семантизация слова в современных толковых словарях и словарях кон-цептов: новые тенденции // Филологический класс. — 2013. — № 3 (33). — С. 47–50.
  12. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1979. — 144 с.
  13. Ушакова О. П. Образовательный дискурс как объект лингвистического исследования // В мире научных открытий. — 2014. — № 3–2 (51). — С. 1234–1247.
  14. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык : в 2 т. / А. Н. Тихонов, Р. И. Хашимов, Г. С. Журавлева [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Тихонова, Р. И. Хашимова. — 2-е изд., стер. — М. : Флинта, 2014. — Т. 1. — 840 с.
Без рубрики