2016-№3(52) Статья 12

Е.Е. Амелина

Исповедь как форма субъектной организации повествования в новелле Дж. Элиот «Приоткрытая завеса». C. 89-96.

pdf

УДК 821.111-32.09 «18»

Анализируется новелла Дж. Элиот «Приоткрытая завеса» с точки зрения субъектной организации повествования. Обращение к форме исповеди является отражением общего интереса к проблемам психики, к пограничным состояниям, характерным для периода второй половины XIX века. В новелле религиозный момент исповеди, связанный изначально с таинством покаяния в своих грехах, реализуется наравне с повествовательным, автобиографическим. История героя представляет собой своего рода посмертную исповедь, в которой он останавливается на отдельных моментах своей жизни. Внутренний монолог состоит не только из размышлений и переживаний, но и из грамматически неоформленных элементов, чтобы показать работу подсознания. В то же самое время герой ищет прощения, надеясь на отклик и эмпатию за гранью смерти. Такая повествовательная ситуация позволяет полно и глубоко показать внутренний мир героя, сосредоточив внимание на рефлексии, психологическом самоанализе. В центре внимания в исследуемом произведении — персональная точка зрения, акцент делается на раскрытии центрального характера. В новелле рассказчик оказывается наделенным особой способностью подслушивать мысли окружающих его людей, проникая в глубины их сознания. Такой повествовательный эксперимент Дж. Элиот позволяет расширить ситуацию «Я»-повествование до авторского всеведения.

автобиография, английская новелла второй половины XIX века, исповедь, психологизм.

Библиография

1. Казанский, Н.Н. Исповедь как литературный жанр [Текст] // Вестник истории, литературы, искусства / РАН, Отд-ние ист.-филол. наук ; гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. — М. : Собрание, 2009. — Т. 6. — С. 73–90.

2. Луцевич, Л. Литературный исповедальный канон и его модификации [Электронный ресурс] // Toronto Slavic Quarterly. — Spring 2013. — № 44. — P. 257–267. — Режим доступа : http://sites.utoronto.ca/tsq/44/tsq44_lutsevich.pdf (дата обращения: 01.11.2015).

3. Рабинович, В.Л. Человек в исповедальном жанре [Текст] // О человеческом в человеке : сб. / ред. И.Т. Фролов. — М. : Политиздат, 1991. — С. 298–326.

4. Уваров, М.С. Архитектоника исповедального слова [Текст] — СПб. : Алетейя, 1998. — 256 с.

5. Элиот, Дж. Приоткрытая завеса [Текст] // Дом с призраками: английские готические рассказы / пер с англ. М. Куренной. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — С. 226–282.

6. Allen, W. George Eliot [Text]. — N.Y. : Macmillan ; L. : Collier Macmillan, 1964. — 192 p.

7. Cuddon, J.A. The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory [Text] / revised by C.E. Preston. — 5th Ed. — L. : Penguin Group Penguin Books Ltd, 1999. — 1026 p.

8. Galvan, J. The Narrator as Medium in George Eliot’s «The Lifted Veil» [Electronic resource] // Victorian Studies. — 2006, Winter. — Vol. 48, N 2. — Access mode : http://muse.jhu.edu/ journals/victorian_studies/toc/vic48.2.html (date of access: 02.11.2015).

9. Hughes, K. George Eliot: The Last Victorian [Text]. — L. : Fourth Estate, 1999. — 536 p.

10. Kennedy, M. The Lifted Veil [Electronic resource] // Eliot George. The lifted veil, Brother Jacob. — N.Y. : Oxford University Press, 1999. — Access mode : http://medhum.med. nyu.edu/view/11943 (date of access: 3.01.2016).

11. Leavis, F.R. The Great Tradition: George Eliot, Henry James, Joseph Conrad [Text]. — L. : Chatto & Windus, 1955. — 266 p.

12. Norton, I. A Year with Short Novels: On Lifting Veils [Electronic resource] // Open Letters Monthly — an Arts and Literature Review. — 2010. — 07 Nov. — Access mode : http://www.openlettersmonthly.com/author/norton/ (date of access: 2.11.2015).

Без рубрики