Лаврентьева Н. В.

Лаврентьева Н. В.

Интертекст в романе Макса Фрая «Так берегись» С. 103-109.

УДК 821.161.1-31.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2021.73.4.011

Аннотация. Произведения Макса Фрая вызывают интерес и у читателей, и у ученых-филологов, как литературоведов, так и лингвистов, однако до сих пор остается немало неразрешенных вопросов. Объектом исследования данной статьи является роман «Так берегись», который рассмотрен как составная часть всех книг автора, рассказывающих о мире Ехо. В центре внимания — один из аспектов исследовательской парадигмы — анализ приемов интертекстуальности романа. В ряду приемов и способов использования интертекста в данном романе наиболее частотны реминисценции и аллюзии. Автор включает в текст «прямые» цитаты из трагедии И. Ф. Гёте «Фауст», связанные с образами Мефистофеля и Фауста, с целью сопоставления героев классического и современного произведения. Реминисценции и аллюзии сближают текст романа с личностью и произведениями Агаты Кристи, что не мешает Максу Фраю намеренно отделить героиню своего романа от образа автора детективов. Глубоким символическим смыслом, предполагающим ряд интертекстуальных связей, наделяется в романе «поезд», представляющий собой инвариант классического образа, сложившегося в русской литературе.

 

Ключевые слова: Макс Фрай, «Так берегись», интертекст, аллюзии, реминисценции, прямое цитирование, инвариант образа.

 

Библиография:

  1. Гёте И. В. Фауст. — Л. ; М. : Худож. лит-ра, 1957. — 619 с.
  2. Кристева Ю. Избранные труды. Разрушение поэтики — М. : РОССПЭН, 2004. — 377 с.
  3. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — СПб., 2000. — 347 с.
  4. Орехова Е. Е. Миф о слове. Макс Фрай // Вопросы литературы. — 2020. — № 5. —С. 87–98.
  5. Пастернак Б. Полное собрание сочинений : в 11 т. — М. : СЛОВО/SLOVO, 2003. —Т. 1 : Стихотворения и поэмы 1912. — 576 с.
  6. Пестрикова Е. А. Окказиональные междометия в романах Макса Фрая о приключениях сэра Макса // Вестник Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова. — 2016. — № 2. — С. 169–171.
  7. Сафрон Е. А. Мир Ехо Макса Фрая: мифологема города в литературе фэнтези // Вестник Нижегородского университета. — 2018. — № 4. — С. 230–234.
  8. Смирнова А. И. Интертекстуальность художественного дискурса как реализация культурно-интеграционных процессов // Вестник Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова. — 2018. — № 4. — С. 8–15.
  9. Тураев С. В. Гёте и его современники. — М. : ИМЛИ РАН, 2002. — 238 с.
  10. Фрай М. Лабиринт. — СПб. : Азбука, 1996. — 603 с.
  11. Фрай М. Лабиринт Менина. — М. : АСТ, 2017. — 416 с., а.
  12. Фрай М. Мастер ветров и закатов. — М. : АСТ, 2017. — 384 с., б.
  13. Фрай М. Наваждения. — М. : АСТ, 2017. — 384 с., в.
  14. Фрай М. Чужак. — М. : АСТ, 2017. — 640 с., г.
  15. Фрай М. Так берегись. — М. : АСТ, 2019. — 480 с.

 


Copyright 2021. All rights reserved.

Опубликовано 22.12.2021 admin в категории "Без рубрики