Лаптева Н. А.

Система образов в автобиографическом рассказе Ф. И. Чудакова «Редакционное собрание» C. 92- -99.

УДК 821.161.1-32.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2020.68.3.010

 

Исследуется прозаическое творчество Ф. И. Чудакова (1888–1918), чьи произведения по идеологическим причинам не переиздавались в течение ста лет и только недавно, после выхода в свет двухтомного собрания, стали доступны широкому кругу читателей. Актуальность работы обусловлена малой изученностью творчества писателя, а также возрастающим вниманием к личности и художественному наследию этого автора.

Участник революционного движения, Ф. И. Чудаков прошел через аресты, тюрьмы, ссылку, побег. На примере автобиографического рассказа «Редакционное собрание» (1911) в статье рассматривается система персонажей, в которой выделяются идейные оппозиции: «политики» — власть; эсеры — эсдеки. Они не только отражают реальное положение дел в предреволюционную эпоху, но и воплощают авторскую концепцию личности. Место героя в системе образов и его оценка зависят от принадлежности к той или иной социально-политической группе. Однако проведенный анализ произведения доказывает, что расстановка персонажей прежде всего обусловливается важными для Чудакова критериями оценки личности. Сплоченные общим делом — изданием рукописной тюремной газеты, эсеры представлены как политически активная группа, способная вести борьбу за свои идеалы даже в условиях несвободы. Многие из них имеют свои особенности — прозвища, портретные штрихи, индивидуальную речевую манеру. Эсдеки же обрисованы предельно обобщенно, безлико, как обособленная от других группа, ведущая себя эгоистично, незаинтересованно по отношению к общему делу и даже беспринципно. Тюремщики и вовсе не имеют человеческого облика, что обусловлено их моральным вырождением. Своеобразным критерием оценки нравственности персонажей становится их отношение к изданию и сохранению листков рукописной тюремной газеты. Особую роль в демонстрации авторского отношения к персонажам играет прием обманутого ожидания.

 

автобиографический рассказ; деталь; образ повествователя; образная система; прием «обманутого ожидания»; Ф. И. Чудаков, «Редакционное собрание»

 

Библиография:

  1. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л. : Советский писатель, 1979. — 224 с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., доп. — М. : Азбуковник, 1999. — 944 с. — URL : https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=35181 (дата обращения: 10.11.2019).
  3. Последнее письмо Ф. И. и В. И. Чудаковых // Чудаков Ф. И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века : в 2 т. — Т. 2 : Убитая песня. — М. : Викмо-М : Русский путь, 2019. — С. 495.
  4. Урманов А. В. Комментарии к разделу IV. Проза // Чудаков Ф. И. «Чаша страданья допита до дна!..» Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. — Владивосток : Рубеж, 2016. — С. 676–689.
  5. Урманов А. В. Убитая песня: Жизненная и творческая судьба «амурского Саши Чёрного» // Чудаков Ф. И. Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. — Т. 1 : Накипь дня. — М. : Викмо-М : Русский путь, 2019. — С. 5–28.
  6. Хализев В. Е. Теория литературы : учеб. — М. : Высш. шк., 2004. — 405 с.
  7. Чудаков Ф. И. Редакционное собрание // Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века / сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А. В. Урманов. —Т. 2 : Убитая песня. — М. : Викмо-М : Русский путь, 2019. — С. 41–43.
  8. Чудаков Ф. И. К подписчикам журнала «Дятел, беспартийный» // Избранное: Из творческого наследия выдающегося сатирика начала XX века. — Т. 2 : Убитая песня. — М. : Викмо-М : Русский путь, 2019. — С. 495.
  9. Якобсон Р. Работы по поэтике: переводы / сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. — М. : Прогресс, 1987. — 464 с.
Без рубрики