Струкова Т. Г.

Новый герой французского романа XXI века (М. Паж «Как я стал идиотом») C. 107-115

УДК 821.133.1-31.09«20»

DOI 10.37724/RSU.2020.68.3.012

 

В статье анализируется появление нового типа героя-трикстера во французской литературе первого десятилетия XXI века, фиксация М. Пажем иных, чем прежде, стратегий и тактик приспособления человека к стремительно изменяющейся технологической и информационной среде. Повседневная жизнь современного горожанина формируется на пересечении сектора, которым он управляет, и сектора, который ему не подвластен. Именно на этих стыках происходит вечно изменяемое столкновение между естественными (физиологическими) и социальными ритмами. Уже во второй половине XX века повседневная жизнь горожанина превратилась в зону чистого потребления, порождая скуку, ухудшая качество жизни, препятствуя реальному самовыражению. Герой романа «Как я стал идиотом» намеренно надевает маску шута и использует гибкую тактику ускользания, сопротивляясь жесткой рациональности буржуазного общества. Установка эмпирического автора нацелена на осмеяние безграничного потребления, ироническое осмысление основных положений постиндустриального общества. В романе критически переосмысливаются практически все европейские метаповествования (религия, история, образование, медицина, социальные структуры, финансы, роль Франции во Второй мировой войне и т. д.). Ирония автора нацелена на высвечивание повседневных реалий скуки, насмешку над социальными обещаниями свободного времени и досуга, которые вместо духовного развития ведут человека в тупик безграничного потребления. Герой романа, предприняв попытку приспособиться к жестким законам консюмеризма, прилагает все усилия к изменению собственной повседневной жизни. Ускользание героя в невидимую зону, которая не контролируется «дивным новым миром», позволяет ему сохранять собственную индивидуальность и судьбу.

 

герой-трикстер; консюмеризм; метаповествование; стратегия сильных; тактика слабых; тактика ускользания; травестирование

 

Библиография:

  1. Паж М. Как я стал идиотом // Иностранная литература. — 2005. — № 7. — С. 3–65.
  2. Струкова Т. Г. Феномен повседневности в литературе ХХ столетия // Феномен повседневности в литературе ХХ века : коллект. моногр. / науч. ред. Т. С. Струкова. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2003. — C. 4–64.
  3. Certeau M. de. Arts de faire. — Paris : Gallimard, 1990. — Vol. 1. — URL : http://www.
    ru. (дата обращения: 28.03.2020).
  4. Lefebvre H. Everyday Life in the Modern World. — N. Y. ; San Francisco ; L. : Harper & Row, 1971. — 206 p.
  5. Mozes M. V. The Novel and the Globalization of Culture. — N. Y. : Oxford, 1996. — 270 p.

 

Без рубрики