2017 №1(54) Статья 16

О.И. Кирдяева

«Завещание Оскара Уайльда» П. Акройда: трансформация мифологем портрета, Мефистофеля и сада  в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». C.140-147.

УДК 821.111.09

pdf

Мифологемы портрета, Мефистофеля и сада в романе «Портрет Дориана Грея» являются одними из наиболее значимых для понимания мировоззренческой концепции О. Уайльда, который наполняет их особым содержанием в соответствии с собственной картиной мира. Рассматриваемые мифологемы выступают также и как создатели новых смыслов. В статье показана трансформация мифологем портрета, Мефистофеля и сада в постмодернистском романе П. Акройда «Завещание Оскара Уайльда», где в центре повествования на позиции рассказчика и главного героя оказывается образ Оскара Уайльда. Благодаря использованию системно описанных Ж. Женеттом пяти классов интертекста: интер-, пара-, мета-, гипер-, архитекстуальности, П. Акройд создает образ героя, наделенного творческим типом сознания, не разделяющего реальность и мир художественного произведения. В качестве базового интертекста для романа П. Акройда в статье также анализируется письмо-исповедь О. Уайльда “De Profundis”. Таким образом, трансформация мифологем портрета, сада и Мефистофеля рассматривается на материале трех произведений.

интертекстуальность, мифологема, Оскар Уайльд, Питер Акройд, постмодернизм.

Библиография:

 

  1. Бартош, Н.Ю. Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда [Текст] : дис. … канд. филол. наук : 10.01.2003. – М., 2009. – 260 с.
  2. Блинова, М.П. Функции интертекста в биографических романах П. Акройда [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – № 9 (093). – Режим доступа : http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/110.pdf (дата обращения: 01.06.2016).
  3. Валова, О.М. Категория «влияние» и ее составляющие в контексте творчества Оскара Уайльда [Текст] // Вестник Томского государственного университета. – 2012, авг. – № 361. – С. 7–12.
  4. Дубкова, М.В. Трансформация жанра биографии в творчестве Питера Акройда [Текст] : автореф. … канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2015. – 178 с.
  5. Женетт, Ж. Палимпсесты: литература во второй степени [Текст]. – М. : Научный мир, 1982. – 76 с.
  6. Ковалева, О.В. О. Уайльд и стиль модерн [Текст] : дис. … канд. филол. наук : 10.01.2003. – М., 2001. – 241 с.
  7. Куприянова, Е.С. Мифологема «вечной юности» и роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» [Текст] // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2009. – № 51. – С. 70–73.
  8. Меркулова, М.Г. Идейно-художественные функции парадокса в драматургии О. Уайльда и Б. Шоу. – М., 1991. ‒ 12 с. – Деп. в ИНИОН № 44950.
  9. Ackroyd, P. The Last Testament of Oscar Wilde [Electronic resource]. – Mode of access : http://centretruths.co.uk/fahdtu/THE%20LAST% 20TESTAMENT%20OF%20OSCAR%20WILDE.htm (date of access: 01.06.2016).
  10. Hänninen, U. Rewriting Literary History: Peter Ackroyd and Intertextuality [Electronic resource]. – Mode of access : http: // ethesis.helsinki.fi /julkaisut/ hum/engla/pg/hanninen/ contents.html (date of access: 01.06.2016).
  11. Knežević, M. Postmodernist Approach to Biography: The Last Testament of Oscar Wilde by Peter Ackroyd [Text] / Facta Universitatis // Linguistics and Literature. ‒ 2013. ‒ Vol. 11, N 1. ‒ P. 47–54.
  12. Wilde, O. De Profundis, The Ballad of Reading Gaol & Other Writings [Text]. – Wordsworth Editions Limited, 2002. – 296 p.
  13. Wilde, O. The Picture of Dorian Gray [Text]. – Oxford : Oxford University Press, 2008. – 230 p.
Без рубрики