2020 №1 (66) Статья 12

Валова О. М.

Литературное творчество романтиков в восприятии Оскара Уайльда C. 94-101.

УДК 821.111«18»

Романтизм — направление, оказавшее существенное влияние на мировоззрение О. Уайльда, которому было близко устремление к ирреальному, воображаемому, фантастике. Писатель считал, что романтизм — это творчество поэтов с особым складом души, предтечами романтизма он считал Христа, Данте, Дюрера, Китса, соотносил с этим направлением многих предшественников и современников. В своих произведениях Уайльд симпатизирует героям, которые не имеют «практической» цели в жизни, временные и пространственные границы в его произведениях часто достаточно условны, поскольку писателю важнее представить сущность явления. Уайльда привлекала фигура Д. Китса, его отношение к искусству, творчеству. Оба поэта считали красоту истинной сущностью действительности, черпали вдохновение не в жизни, а в творчестве современников и предшественников. Уайльд разделял точку зрения П. Б. Шелли на драматургию; взгляды Шелли и сюжет его драмы «Ченчи» отчасти нашли отражение в уайльдовской трагедии «Герцогиня Падуанская». Очевиден интерес Уайльда к творчеству Г. Гейне, что прослеживается в отказе от изображения повседневности, отторжении мещанского, в увлечении странным, таинственным. Как и романтики, Уайльд проявлял интерес к переходным, неустойчивым, двойственным состояниям, большое значение придавая художественной форме.

 

Г. Гейне; Д. Китс; Иродиада; П. Шелли; романтизм

 

Библиография

  1. Бартош Н. Ю. Проблемы «совершенной» формы в лекции Оскара Уайльда «Ренессанс в английском искусстве» // Проблемы идентичности, этноса, гендера в культуре и литературах Старого и Нового Света : сб. науч. ст. / под ред. Ю. В. Стулова. — Минск : Пропилеи, 2004. — С. 287–298.
  2. Богова О. В. Концепция красоты в эстетике Джона Китса // Альманах современной науки и образования. — 2011. — № 8. — С. 161–162.
  3. Бодлер Ш. Салон 1846. — URL : http://bodlers.ru/Chto-takoe-romantizm.html (дата обращения: 10.11.2019).
  4. Венедиктова Т. Д. Искусство как «интермедиум»: модели творчества в романтизме // Лики времени : сб. ст. / отв. ред. Н. А. Соловьева. — М. : Юстицинформ : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2009. — С. 130–147.
  5. Дьяконова Н. Я. Вильям Вордсворт и Джон Китс (сонет «Созерцая прекрасную картину» И «Ода греческой вазе») // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — Т. 11, № 1. — С. 51–55.
  6. Жеребин А. И. «Уайльдовский парадокс» Гейне // Литература и время. Проблемы истории зарубежных литератур / под ред. А. А. Аствацатурова, И. Г. Матвеева. — СПб. : Convention Press, 1998. — С. 146–151.
  7. Зиновьева А. Ю. Китс и Шекспир: к проблеме поэтического самоопределения // Лики времени : сб. ст. / отв. ред. Н. А. Соловьева. — М. : Юстицинформ : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2009. — С. 111–123.
  8. Махов А. Романтизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. — М. : Интелвак, 2001. — Стлб. 894.
  9. Образцова А. Г. Волшебник или шут? (Театр Оскара Уайльда) : моногр. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. — 358 с.
  10. Поэтика : слов. актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. — М. : Кулагина : Intrada, 2008. — 358 с.
  11. Решетов В. Г. «Все стихии прошлого» в поэме Генриха Гейне «Атта Тролль» // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2014. — № 1 (42). — С. 123–140.
  12. Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление : моногр. — Магнитогорск : Магнитогор. гос. ун-т, 2007. — 343 с.
  13. Уайльд О. Избр. произв. : в 2 т. : пер. с англ. — М. : Республика, 1995. — Т. 2. — 543 с.
  14. Уайльд О. Ренессанс английского искусства // Полн. собр. соч. : в 12 т. — Т. 4. — СПб. : А. Ф. Марксъ, 1912.— С. 126–145.
  15. Фейхтвангер Л. Генрих Гейне и Оскар Уайльд. — URL : http://www.lechaim.ru/ARHIV/106/geyne.htm (дата обращения: 09.09.2019).
  16. Халтрин-Халтурина Е. В. Джон Китс и культ прекрасного: о динамике образного ряда в поэме «Гиперион»: фрагмент // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 2. — С. 135–139.
  17. Халтрин-Халтурина Е. В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма : моногр. — М. : Наука, 2009. — 350 с.
  18. The complete letters of Oscar Wilde / Ed. by Merlin Holland and Rupert Hart Davis. — L., 1988. — 1270 p.
Без рубрики