2020 №1 (66) Статья 3

Майборода О. А.

«Маленькие взрослые»: детский портрет XVIII века C. 26-32.

УДК 392.34«17»

В статье анализируются образы дворянских детей XVIII века по детским и семейным портретам. Художники изображали детей на полотнах в соответствии с нравственными и социально-общественными понятиями, которые были наиболее предпочтительны в социуме. Демонстрируется связь между культурными изменениями в обществе и изменениями в детском портрете как социальном конструкте, который транслирует представления о ребенке и его натуре. До настоящего времени в научной литературе нет специальных работ по обозначенной теме. При рассмотрении полотен художников XVIII века автор приходит к выводу о постепенном изменении отношения к детям в обществе — от восприятия ребенка как уменьшенной копии взрослого человека до наделения его индивидуальными чертами. На детских портретах первой четверти и середины XVIII века присутствуют те же позы, что и на одиночных портретах взрослых. Одежда, поза, обстановка на картине показывают отношение общества к ребенку, отсутствие ценности детства в то время. С распространением в Европе и затем в России идей Просвещения отношение  к детству изменилось. Художники второй половины XVIII века начинают изображать ребенка не только в парадной, но и в обыденной, повседневной обсановке. В детском образе подчеркивается ангелоподобность, дети чисты и неискушенны. По мнению автора, детские портреты, созданные в определенный исторический период, являются важным визуальным источником для изучения социальной истории.

 

детский портрет; образ; семейный портрет; социальный конструкт

 

Библиография

  1. Александрова Н. В. Дети и детство в русской мемуаристике и портретном жанре во второй половине XVIII века // Вестник Челябинского государственного университета. — 2003. — № 1. — С. 35–47.
  2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / пер. с фр. Я. Ю. Старцева. — Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 1999. — 416 с.
  3. Белова А. В. «Четыре возраста женщины»: повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середины XIX в. — СПб. : Алетейя, 2010 — 480 с.
  4. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX в. — М. : Республика, 1995. — 448 с.
  5. Веременко В. А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX — начало XX в.). — СПб. : Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2015. — 203 с.
  6. Ганина С. А. Феномен детства в русской культуре XIX — начала XX в.: культурно-философский анализ русской живописи // Ценности и смыслы. — 2012. — № 3 (19). — С. 138–149.
  7. Два века русского детства: портреты, бытовые сцены, костюм, мебель, рисунки, учебные тетради, письма, книги, игрушки: XVIII — начало XX века / Гос. Третьяк. галерея, Гос. ист. музей, Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации / авт.-сост. Е.-Ф. В. Васютинская. — М. : Индрик, 2006. — 294 с.
  8. Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600–1900 / пер. с англ. О. Кошелевой, И. Савельевой, В. Безрогова. — М. : Новое литературное обозрение, 2009. — 272 с. 
  9. Колмогорова Е. Е. Семейный портрет в России XVIII века и общеевропейское художественное наследие // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. ст. / под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — Вып. 6. — СПб. : НП-Принт, 2016. — С. 534–551.
  10. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М. : Педагогика, 1989. — 416 с. 
  11. Кошелева О. Е. Филипп Арьес и российские исследования истории детства // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2010.— № 15 (58). — С. 25–31.
  12. Молева Н. М. Левицкий. — М. : Искусство, 1980. — 432 с.
  13. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIП–XIX веках. — Т. 1. — СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1912. — X, 680, 48 с.
  14. Хахулина Г. Э. Детский портрет в русской живописи XVIII века // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 12–2 (66). — С. 22–24. 
Без рубрики