2020 №2 (67) Статья 13

Бойко С. С.

«Небесный огонь»: художественный мир рассказов Олеси Николаевой  C. 128-137.

УДК 821.161.1-32.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2020.67.2.013

В XXI веке в России активно развивается проза православных писателей. Исследователь И. Леонов предложил определять ее отличительное свойство как теоцентризм. Это означает, что писатель и некоторые герои признают Бога центром мироздания и это отражается на поэтике прозы.

Теоцентрическая проза типологически отличается от прозы Нового времени. Она представлена десятками писательских имен, множеством произведений, которые неоднократно переиздаются. Однако отсутствие разработанного терминологического аппарата тормозит изучение этой прозы.

Понятие художественного мира в интерпретации В. Е. Хализева позволяет глубоко проанализировать прозу нового типа, показать, в чем состоит ее своеобразие, и ввести ее в широкий историко-литературный контекст.

Изучение художественного мира предполагает анализ системы персонажей, особенностей их речи и поведения, художественного времени и пространства, сюжета и его функций.

Олеся Николаева назвала мир своей прозы новой реальностью. Мир теоцентричен: пространство, время и человек связаны с вечностью. Обыденное и чудесное показаны в одном сюжетном ряду. Цитаты из Священного Писания и молитв органично входят в текст. Внелитературные задачи ставятся наряду с литературными.

События относятся к ситуации «я — здесь — сейчас». Рассказчица вовлечена в жизнь героев. Она одна из тех, кто ошибается, сомневается и вразумляется. Срединное положение рассказчицы и стилевое многоголосье способствуют созданию энциклопедичной системы персонажей. Божия воля влияет на сюжет, как и воля персонажей.

Теоцентрическая книга активно развивается в последние десятилетия. В литературу пришел писатель, который изображает мироздание как Божие творение и человека как часть мироздания.

 

герой-рассказчик; житийно-идиллический и авантюрно-героический «сверхтип»; речевая характеристика; система персонажей; художественное пространство и время; цитация

Библиография

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Николаева Олеся. «Небесный огонь» и другие рассказы. — 2-е изд., испр. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 496 с.
  2. Николаева Олеся. «Вся хорошая литература, по сути, и есть православная» / Беседовала П. Тюренкова // Культура: духовное пространство русской Евразии. 2012(а), 25 мая. — URL : http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/olesya-nikolaeva-vsya-khoroshaya-literatura-po-suti-i-est-pravoslavnaya/ (дата обращения: 17.03.2020).
  3. Николаева Олеся. В книгах Искандера можно поселиться и жить // Омилия : международный литературный клуб. — 2016, 4 авг. — URL : https://omiliya.org/article/olesya-nikolaeva-v-knigah-iskandera-mozhno-poselitsya-i-zhit (дата обращения: 17.03.2020).
  4. Николаева Олеся. «Господи, что с нами будет?» и другие рассказы. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 704 c.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бойко С. Для бессмертных: инструкции. Православная книга сегодня // Вопросы литературы. — 2014. — № 5. — С. 61–88.
  2. Варламов А. Олеся Николаева. «Небесный огонь» и другие рассказы. Шехерезада и православный канон // Знамя. — 2012. — № 9. — Стр.? — URL : https://magazines.gorky.media/znamia/2012/9/olesya-nikolaeva-nebesnyj-ogon-i-drugie-rasskazy.html (дата обращения: 17.03.2020).
  3. Новинки русской литературы XXI века. Материалы к лекциям : учеб. пособие : в 3 ч. / под общ. ред. С. В. Крыловой. — М. : Моск. гос. обл. ун-т, 2015. — Ч. 1. — 168 с.
  4. Леонов И. Современная духовная проза: типология и поэтика // Русский язык за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 89–95.
  5. Лепешинская Феофила, игум. «Меценат» Олеси Николаевой : энциклопедия русской жизни // Киновия: Богородично-Рождественская девичья пустынь. — 2013, 29 июля. — URL : https://www.feofila.ru/mecenat-olesi-nikolaevoj-jenciklop/ (дата обращения: 17.03.2020).
  6. Роднянская И. Здесь и там // Новый мир. — 1998. — № 11. — Стр.? — URL : http:// www.nmru/Archive/Journal6_1998_11/Content/Publication6_4871/Default.aspx (дата обращения: 17.03.2020).
  7. Роднянская И. «Христианская нация» в заколдованном мире // Знамя. — 2018. — № 5. — Стр.? — URL : http://znamlit.ru/publication.php?id=6920 (дата обращения: 17.03.2020).
  8. Тюпа В. Рассказ прозаический // Поэтика : слов. актуальных терминов и понятий. — М. : Изд. Кулагиной ; Intrada, 2008. — С. 201–202.
  9. Хализев В. Е. Теория литературы. — М. : Высшая школа, 1999. — 398 с.
  10. Шайтанов И. О. Двадцатый или двадцать первый? // Вопросы литературы. — 2006. — № 5. — С. 42–51.
Без рубрики