2019 №1 (62) Статья 5

О. Ю. Солодянкина

КИТАЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЗАПАДНУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ: ПО СТРАНИЦАМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 

УДК 1(510):008(-15)

В статье рассматривается учебное пособие “The Excellent Figures in Western Culture: Names Worth Knowing in China” («Выдающиеся деятели западной культуры: какие имена достойны упоминания в Китае»), подготовленное преподавателями Шанхайского технологического института для китайских студентов, изучающих английский язык. Содержание пособия представляет биографии 133 видных деятелей, олицетворявших свое время и оказавших значительное влияние на ход истории. Это ученые, писатели, музыканты, художники и в гораздо меньшей степени политики; практически отсутствуют инженеры и технологи. Во всех очерках отмечается, какой именно вклад был внесен в развитие западного мира каждым из деятелей. Для китайцев в рамках диалога культур на первом месте стоит наследие литературы, философии, искусства, а не политические или экономические аспекты. Текст опубликован параллельно на английском и китайском языках. Автор обращает внимание на некоторые неточности в изложении фактов и отмечает, что в наборе имен выдающихся деятелей западной цивилизации присутствуют лишь пять представителей России, что создает искаженную картину о вкладе нашей страны в развитие мировой культуры. Ярко выражена политическая интенция составителей пособия. Автор считает, что, решая задачи лингвострановедческого характера, пособие формирует определенный, достаточно упрощенный и в то же время идеологически нагруженный образ западной цивилизации.

деятели мировой культуры; диалог культур; образ западной цивилизации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. Учебник начальной школы: к методологии изучения // Ребенок XVIII–XX столетий в мире слов: история российского букваря, книги для чтения и учебной хрестоматии : сб. библиографических материалов к Междунар. науч. конф., 1–2 октября 2009 г. / сост. Г. В. Макаревич ; отв. ред. Т. С. Маркарова, В. Г. Безрогов. — М. : Рос. гос. гуманит. ун-т ; Тверь : Научная книга, 2009. — С. 231–234.
  2. Безрогов В. Г. Учебники немецкого языка как отражение культурно-исторических особенностей первой половины ХХ века // Дорогой друг. Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 годов (историко-педагогическое исследование) : коллект. моногр. / под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. — М. : Памятники исторической мысли, 2016. — С. 175–209.
  3. Канке В. А. Философия учебника: 100 рекомендаций для авторов учебников и учебных пособий. — М. : Университетская книга, 2007. — 117 с.
  4. Костина А. В. Международная научная конференция «Цивилизационная идентичность в современном мире. Философия — Культура — Политика» (26–27 мая 2016 г.) // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2016. — № 3. — С. 79–84. DOI: 10.17805/trudy.
    3.10.
  5. Леонтович О. А. Механизмы межкультурной коммуникации // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности : сб. науч. тр. / ред. Л. И. Гришаева, Т. Г. Струкова. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2002. — С. 29–35.
  6. Дорогой друг. Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 годов (историко-педагогическое исследование) : коллект. моногр. / под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. — М. : Памятники исторической мысли, 2016. — С. 5–10.
  7. Россия — Германия: вехи совместной истории в коллективной памяти / под ред. А. О. Чубарьяна, Х. Мёллера ; пер. с нем. В. С. Дударева [и др.] : в 3 т. — Т. 3 : XX век. — М. : ГАУГН-пресс, 2015. — 398 с.
  8. Россия — Германия: вехи совместной истории в коллективной памяти / под ред.В. С. Дударева, М. Б. Лавринович, Х. Мёллера, К. Шарфа ; перевод с нем. языка Е. Е. Дмитриевой, В. С. Дударева и др. : в 3 т. — Т. 1 : XVIII век. — М. : ГАУГН-пресс, 2018. — 419 с. 
  9. Соколов А. Б. Школьный учебник истории в Соединенных Штатах Америки (XIX–XX вв.) : моногр. — Ярославль : Ярослав. гос. пед. ун-т, 2011. — 344 с.
  10. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных станах мира : пер. с фр. — М. : Высшая школа, 1992. — 351 с.
  11. Чень М. В поисках точного отражения: игра маджонг, Вторая мировая война и этнические китайцы в мультикультурной литературе для детей и юношества // Конструируя детское: филология, история, антропология / под ред. М. Р. Балиной, В. Г. Безрогова, С. Г. Маслинской, К. А. Маслинского, М. В. Тендряковой, С. Шеридана. — М. : Азимут; СПб. ; Нестор-История, 2011. — С. 232–253.
  12. Эпштейн И. Детство и глобализация: к теоретическому обоснованию проблемы // Конструируя детское: филология, история, антропология / под ред. М. Р. Балиной, В. Г. Безрогова, С. Г. Маслинской, К. А. Маслинского, М. В. Тендряковой, С. Шеридана. — М. : Азимут ; СПб. : Нестор-История, 2011. — С. 479–496.
  13. Якушев М. В. Типологические особенности учебника как вида учебного издания // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2014. — № 4 (60). — С. 308–314.
  14. Ferro M. Comment on raconte lʼhistoire aux enfants : à travers le monde entire. — Paris : Payot, 1981. — 316 p.
  15. Nancy Yan, Chen Zhihong, Jackchen, Ken Yan, David Yao, Zoya Ma, Weiming Zhai. The excellent figures in western culture: Names worth knowing in China. — Beijing : Chemical Industry Press, 2012. — 304 p.

 


Copyright 2021. All rights reserved.

Опубликовано 19.11.2019 admin в категории "Без рубрики