2020 №2 (67) Статья 12

Долгова Н. В.

Концепт «знаменитость» в русскоязычных романах В. В. Набокова  C.115-128.

УДК 821.161.1-31.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2020.67.2.012

В статье анализируются ассоциативно-смысловые ряды концепта «знаменитость» в русскоязычных романах В. В. Набокова, в которых распространен мотив селебрити. Актуальность материала обусловлена необходимостью выявления сущностных характеристик данного концепта в информационной реальности художественного типа. Цель исследования заключается с учетом его массмедийной трактовки в определении объема понятия «знаменитость», объем которого включает героев-творцов, обладающих даром создавать «бессмертные» произведения. Подобные герои наделяются перманентной славой, не зависящей от смены поколений, политических и культурных парадигм. Материалы исследования доказывают, что знаменитость находится в центре обсуждения, заполняет информационное пространств, продуцируя информационные поводы. Заданность рассматриваемого концепта определяется образами массмедиа, участвующими в ретрансляции славы и создающими конкретному социальному субъекту имя. Образы массмедиа — газет, журналов, кинематографа, радио, распространены в набоковских романах в качестве образов мира вещей и выполняют сюжетообразующие функции. В статье представлена оценка влияния концепта «знаменитость» на формирование ценностных установок и эмоциональных сплавов набоковского художественного мира. Включенность известных имен в «обывательский» дискурс, а также массмедийные оценки, претендующие на знание и толкование Истины, но не приближающиеся к ее постижению, маркируется сатирически. Вместе с этим природа образов массмедиа у Набокова амбивалентна: отсутствие упоминаний в СМИ служит индикатором бесталанности или иссякшего таланта, так как длительность жизненного цикла произведения находит отражение в медиаполе и определяет меру одаренности героя-творца.

Результаты исследования можно использовать при изучении литературы ХХ века, особенностей творчества Набокова, специфики и форм взаимодействия литературы и журналистики.

 

В. В. Набоков; концепт; литература ХХ века; массмедиа; медийность; мотив; селебрити; художественный мир

 

Библиография

ИСТОЧНИКИ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

  1. Набоков В. В. Король, дама, валет // Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой, предисл. А. Долинина. — Т. 2. — СПб. : Симпозиум, 1999.— С. 128–305.
  2. Набоков В. В. Защита Лужина // Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой, предисл. А. Долинина. — Т. 2. — СПб. : Симпозиум, 1999. — С. 306–465.
  3. Набоков В. В. Лолита // Собр. соч. американского периода : в 5 т. : пер. с англ. — Т. 2. — СПб. : Симпозиум, 2003.— С. 11–376.
  4. Набоков В. В. Подвиг // Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой, предисл. А. Долинина. — Т. 3. — СПб. : Симпозиум, 2000. — С. 94–249.
  5. Набоков В. В. Камера обскура // Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой, предисл. А. Долинина. — Т. 3. — СПб. : Симпозиум, 2000. — С. 250–393.
  6. Набоков В. В. Отчаяние // Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой, предисл. А. Долинина. — СПб. : Симпозиум, 2000. — Т. 3. — С. 394–527.
  7. Набоков В. В. Дар // Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой, предисл. А. Долинина. — Т. 4. — СПб. : Симпозиум, 2000. — С. 188–541.
  8. Ronsard P de. Sonnets pour Hélène // Études littéraires. — URL : https://www.etudes-litteraires.com/ronsard-sonnets-pour-helene.php (дата обращения: 20.03.2020).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антошина Е. В. Сюжет романа В. В. Набокова «Король, дама, валет» и эстетика массовой культуры // Сибирский филологический журнал. — Новосибирск : Ин-т филологии Сиб. отд-ния РАН. — 2010. — № 2. — С. 51–58.
  2. Бойд Б. Владимир Набоков. Американские годы: биография : пер. с англ. — СПб. : Симпозиум, 2010. — 950 с.
  3. Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения : моногр. — М. : Флинта : Наука, 2010. — 256 с.
  4. Голикова Т. А. Концепт «творчество» в поэзии В. В. Набокова // Русский язык
    в школе. — 2012. — № 2. — 54–58.
  5. Головнёва Ю. В. Концепт “Delicious Dissolution” в незавершенном романе Набокова “The original оf Laura”// Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2014. — 7 (148). — C. 197–203.
  6. Долгова Н. В. Медийность в аксиосфере сатиры В. В. Набокова // Современные подходы к изучению и преподаванию русской литературы и журналистики ХХ–XXI веков : материалы XVII Шешуковских чтений. — М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2012. — С. 151–156.
  7. Долгова Н. В. Мотив «журнальчика» в сатирическом дискурсе романа В. В. Набокова «Лолита» // Актуальные проблемы современной науки. Научная сессия «XIV Невские чтения» : материалы научных конференций. — СПб. : Скифия-принт, 2012(а). — С. 52–56.
  8. Долинин А. Примечания // Набоков В. В. Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой. — СПб. : Симпозиум, 2004. — Т. 4. — С. 634–768.
  9. Колпинец Е. Фигура из пустоты: селебрити как феномен цифровой повседневности // Логос. — 2016. — Т. 26. — С. 161–188.
  10. Кузьмин А. М. Категория «медиасреда» и ее содержание на современном этапе развития общества // Медиаскоп : электр. науч. журн. МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2011. — № 1. — URL : http://www.mediascope.ru/node/765 (дата обращения: 20.03.2020).
  11. Липовецкий М. Н. Аллегория Другого: «Лолита» В. Набокова // Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. — М. : Новое лит. обозрение, 2008. — С. 180–218.
  12. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения : в 2 т. / отв. ред. Д. П. Николаев. — М. : Наследие, 1997. — Т. 1. — С. 33–42.
  13. Маклюэн Г. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. — М. : Гиперборея : Кучково поле, 2007. — 464 с.
  14. Сконечная О. Примечания / Набоков В. В. Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой. — СПб. : Симпозиум, 2004. — Т. 2. — С. 705–717.
  15. Тарасова И. А. Образ или концепт? К вопросу о категориях авторского сознания // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты : материалы Междунар. школы-семинара V Березинских чтений. — М. : ИНИОН РАН, МГЛУ, 2009. — Вып.15. — С. 262–267. — URL : http://acta-linguistica-et-poetica.blogspot.com/2009/10/blog-post.html (дата обращения: 18.03.2020).
  16. Чернявская Н. А. Концептосфера художественного текста как отражение авторской модели мира (на материале лирики В. В. Набокова) // Вестник Самарского государственного университета. — 2009. — № 5 (71). — С. 87–92.
  17. Яновский А. Примечания / Набоков В. В. Собр. соч. русского периода : в 5 т. / сост. Н. Артеменко-Толстой. — СПб. : Симпозиум, 2000. — Т. 3. — С. 742–754.

 

Без рубрики